08:46, 7 августа 2010 года

Евгений Бражников: партийная принадлежность помогает быть ближе к интересам избирателей

- Бытует мнение, что в КПРФ состоят практически одни пенсионеры, прошедшие школу КПСС. А вы, Евгений Юрьевич, человек молодой. Не скучно вам в такой компании?

- В партию в последнее время активно вливаются свежие силы. Треть наших членов - это люди до сорока лет. Дорогого стоит, что к нам сегодня приходят, причем осознанно, те, кто даже времен КПСС не застал и судит о прошлом по учебникам истории и рассказам старших товарищей. Спросите, что ими-то движет? Новое поколение, вливающееся в ряды КПРФ, уже не смотрит на навязываемые ему капиталистические ценности через розовые очки. Потому что понимает, что государство не готово обеспечить всех необходимых условий для того, чтобы каждый гражданин имел возможность самовыразиться, созидать и быть уверенным, что его не выбросят на обочину жизни, если случится несчастье с ним или его близкими. При капитализме все висит «на волоске» - семейное благополучие, наличие работы, возможность дать ребенку должное образование. С осознанием этой горькой истины и приходят к нам свежие силы. Конечно, на такой поступок способен не каждый. Только тот, кто понимает, что политика – это не личное дело. От ее вектора зависит судьба страны. Ответ на вторую часть вашего вопроса очевидно вытекает из сказанного. Нет, не скучно. Кстати, и ветераны, состоящие в рядах КПРФ, способны мыслить очень современно, а опыт добавляет им трезвости в оценках событий.

- Как с точки зрения председателя профильного комитета выглядит современное образование?

- Если разобраться, страна по сей день живет резервами СССР. До сих пор созданные в те времена системы - образования, науки, культуры - сохраняют необъяснимую устойчивость, несмотря на то, что все эти годы их настойчиво раскачивают. Обидно, когда в стране, жившей при социализме семь десятков лет, забывают ценности, которые давно взяты и реализованы так называемыми развитыми капиталистическими странами. Более того, принципы поддержки слабого за счет того. кто сильнее и богаче, там сохраняются, совершенствуются, становятся более гибкими, адресными. Зато мы почему-то во многих сферах ориентируемся на тот опыт, от которого «передовики капитализма» старательно уходят, потому что гражданское общество уже не приемлет неприкрытых волчьих законов, какие подчинили мир в период формирования данного общественного строя. Зачем нам повторять их путь? Если уже сегодня видим результат и знаем, что им не хватало того, чего у нас в свое время было в избытке. К сожалению, власть с непростительной легкостью фактически отказалась от действительно важных завоеваний социализма. Среди них бесплатное образование, здравоохранение, право на труд и социальное пособие, если первое право не может быть реализовано, и не только. Обидно, что сегодня мы наступаем не просто на грабли, а на чужие грабли. А могли бы, строя новую экономику, сохранить уже имеющиеся преимущества социалистического порядка.

- Конечная цель КПРФ, как записано в партийной программе, - это построение социализма. А как?

- Нет, о революции никто не ведет речи. Эволюционный путь преобразований - лучшее на сегодняшний день. Правда, это требует большой каждо­дневной работы. Наша роль в обществе очень важна. Я. считаю, что без оппозиции, в безальтернативной среде, власть ничего путного не построит. Поэтому важное значение программными документами КПРФ отводится разъяснительной работе.

- Чем же вы отличаетесь от КПСС?

- Мы безусловно другие. Сегодня коммунисты придерживаются более либеральных взглядов, не грешат непримиримостью, характерной для КПСС. Мы выступаем за многоукладную экономику, то есть не отрицаем частной собственности, но под контролем государства стратегических отраслей экономики. Верующий коммунист – это нормально, если он разделяет уставные цели партии. Мы перестали быть идеалистами или фанатиками, трезво оцениваем ситуацию и действуем по обстоятельствам. Это не меняет конечной цели - построения социально ориентированного государства.

- Как вы относитесь к компромиссам? Часто ли приходится поступаться идеей, будучи одновременно действующим депутатом краевого парламента и партийным лидером?

- Мы понимаем, что живем в определенной политической среде, и с этим нельзя не считаться. Однако фракция КПРФ до конца отстаивает свои позиции, если считает это важным. Например, сегодня коммунисты выступают против преобразования школ в автономные учреждения. Убежден, этот путь коммерциализации образования ведет к еще большему социальному неравенству. Нужны доказательства? Пожалуйста. Скажем, когда бесплатным останется обучение только базисным дисциплинам, а часть предметов, также необходимых для сдачи ЕГЭ и соответственно поступления в вуз, станут платными, такой расклад может означать только одно: «за бортом» высшего образования окажутся многие талантливые дети из семей с небольшим достатком. Кроме того, автономные учреждения будут финансироваться в рамках бюджета того муниципалитета, на территории которого работают. Неизбежно в такой ситуации качество образования школьника из глубинки и горожанина будет существенно различаться. Ведь самодостаточных в экономическом плане территорий не так много в крае. По пальцам можно посчитать.

К сожалению, очень многие аналогичные законодательные новации приводят к тому, что государство залезает в карман налогоплательщика, который и без того зарабатывает мало, ничем не компенсируя неделикатное вмешательство. Так недолго и до социального возмущения. Поэтому КПРФ выступает за здравомыслие. Нельзя ухудшать положение людей, которые и без того живут небогато. На законодательном уровне наша фракция будет и впредь придерживаться этой позиции.

- Кстати, в рамках Думы произошло немало фракционных передвижек...

- Причем все были с односторонним движением – переходили в «Единую Россию». Это объяснимо - желание принадлежать к партии власти. Многие считали, что и я перейду в «ЕдРо». Но я не изменил своего мнения, что власть нуждается в критике, а иначе - застой. В Госдуме края в нашей фракции состоят всего пять человек, но зато каких! С собственной позицией, умением ее отстаивать, опытом хозяйственников. И хотя впятером против всех не сдюжить, все же нам есть чем гордиться. Удалось отстоять ряд социальных законов, направленных на поддержку детей-сирот. Именно коммунисты подняли вопрос о нищенском положении воспитателей детских садов и добились для них надбавки к зарплате. Новая система оплаты работников бюджетной сферы, на мой взгляд, отчасти восстановила социальную справедливость, подтянув зарплату низкооплачиваемого технического персонала до пределов МРОТ и выше, однако по-прежнему нуждается в совершенствовании: в сегодняшнем виде система должным образом не стимулирует качество труда.

- Неужели абсолютно все начинания власти вы готовы критиковать? А что касается модернизации экономики, ведь действительно давно пора этим заниматься. А сокращение армии чиновников?

- Курс на модернизацию задан правильный. Но, как считают коммунисты, прежде надо было подумать о кадрах, которые ее совершат. А в этой сфере наметилось значительное отставание. И сокращения не следует форсировать. Уволенный чиновник ведь не пойдет в сантехники. Зато может, причем успешно, возглавить теневую структуру, которая в итоге усилит сферу криминальной экономики. Нужны системные шаги. Надо подумать о том, чем займется освобожденная армия чиновников, обладающих важными для жизни знаниями и связями. Считаю, не было бы зазорно партии власти советоваться по стратегически важным вопросам с оппозицией, которой является КПРФ. А мы нацелены работать на благо страны.

«Без розовых очков»
Газета «Ставропольская правда»
7 августа 2010 года