07:12, 29 июня 2010 года

В Таганроге установлен памятник погибшим военнопленным во время фашистской оккупации

В Таганрогском архиве был найден регистрационный журнал бывших военнопленных, умерших в лазарете от ран и болезней во время оккупации города в 1941-1943 годы. В нем зарегистрированы 593 бойца, которые были похоронены в братской могиле на старом кладбище города. Эти списки недавно обнаружены ростовским областным клубом «Память-Поиск» и предоставлены для дальнейшей работы по розыску родных.

Лариса Шашкова с особым волнением рассказала мне тогда об этом событии, подчеркнув его важность. Дело в том, что последний раз журнал просматривался в 1947 году – в послевоенное время его было приказано уничтожить. О мотивах нетрудно догадаться: в сталинские времена пять с половиной миллионов красноармейцев, попавших в плен, считались предателями. Но благодаря мужеству работников архива, их ответственности перед памятью о защитниках Родины эти сведения удалось сохранить до наших дней.

После тщательного изучения документов власти Таганрога приняли решение к 65-летию Победы установить памятник погибшим военнопленным. Начались поиски родных бойцов таганрогского списка, в том числе и в нашем крае. Без вести пропавшими до сих пор считались: Василий Кириллович Федотов из Александровского района, Василий Григорьевич Оголь и Сергей Алексеевич Пономарев из Апанасенковского, Иван Андреевич Бульба из Петровского, Василий Иванович Гаврилов и Василий Николаевич Иванов из Труновского, Иван Васильевич Драганов из Красногвардейского района, Георгий Васильевич Есауленко из Ставрополя, Дмитрий Николаевич Кунаков из Георгиевска, Максим Максимович Шкуро из Пятигорска. Пока удалось найти родственников лишь немногих из бывших военнопленных, а потому эта работа продолжается. Причастна к этому поиску и наша редакция.

Так, с помощью специалиста администрации Покойненского сельсовета Натальи Бондаренко еще до майских праздников мне удалось не только установить фамилии, но и отыскать телефонные номера нескольких родственников Федора Понамарева. Наугад позвонила по одному из них – как оказалось, родному внуку бойца. Обо всем ему рассказала, передав приглашение на торжественное открытие памятника в Таганроге. После небольшой заминки в ответ тогда прозвучало:

- Спасибо, конечно, за новость. Но вы поймите: моих родителей давно уже нет в живых, а деда я и вовсе не знал…

Чем можно было объяснить такой ответ, я не знаю. Но мне он не понравился. На душе остался неприятный осадок. В общем, тревожить кого-то еще по тем номерам, что были, я уже не решилась.

Зато вскоре пришло радостное известие: благодаря объявлению, прозвучавшему в эфире Светлоградского телевидения, нашелся двоюродный племянник другого бойца – И. Бульбы. Причем он сразу же горячо откликнулся на эту новость: «Обязательно поеду в Таганрог!». Поездка состоялась. Родные бойца остались довольны тем, что память о нем теперь навсегда увековечена в граните.

Откликнулась и дочь В. Гаврилова – ей 84 года! Несмотря на возраст, она выразила горячее желание посетить могилу отца. В Таганроге ее ждут с нетерпением, пообещав бесплатно разместить в гостинице и оказать самый теплый прием. На открытие памятника родственники одного из бойцов приехали даже с Сахалина…

А жена Сергея Алексеевича Пономарева последний раз обращалась с заявлением на розыск в 1980 году. Выходит, всю жизнь ждала вестей о нем! В его анкетных данных было лишь указано: призван 12 октября 1941 года Апанасенковским райвоенкоматом, направлен в город Каменск Ростовской области. Вот и все, что могли тогда сообщить вдове, ныне уже покойной. А теперь известно даже время его смерти, зафиксированное в журнале.

Празднование очередного юбилея Победы осталось позади, отгремели торжества по этому поводу, но в России продолжают находить пропавших без вести солдат. Буквально в эти самые дни поисковики на Псковской земле обнаружили самолет – этой новой информацией поделилась с нашей газетой Лариса Шашкова. Он был сбит 6 января 1943 года во время Великолукской наступательной операции. Фрагменты «Яка», возможно, с останками летчика, лежат на шестиметровой глубине под большим слоем ила. На днях их начнут поднимать.

Московскую журналистку мне тоже было чем обрадовать: неожиданно откликнулись родные того самого бойца из Покойного – Федора Алексеевича Понамарева. Позвонила его внучка из Пятигорска Людмила Шацкая и попросила координаты кого-нибудь из членов Ростовского поискового клуба. Она собиралась ехать в Таганрог по довольно счастливым обстоятельствам – сватать сына и знакомиться с будущими родственниками. Заодно хотела бы побывать на могиле деда, ведь Федор Алексеевич Понамарев так и не узнал о рождении своей третьей дочери, а мамы давно нет в живых…

Спустя время она позвонила вновь, чтобы рассказать о своей поездке, о приятной встрече с директором Таганрогского филиала государственного архива Ростовской области Инной Омельянюк, которая, несмотря на выходной день, не только проводила гостей к месту захоронения, но и подготовила копии архивных документов. Побывав на братской могиле вместе с мужем и сыном, положив цветы к памятнику с мемориальной доской в честь бойцов, она решила, что в следующий раз с могилок родных привезет сюда по горсти земли.

Поблагодарив за хлопоты, связанные с розыском близкого человека, Людмила Шацкая поделилась сокровенным:

- Там, в часовне на территории кладбища, купила икону, чтобы благословить молодых. Уверена, что с этим городом нас теперь многое будет связывать – здесь не только погиб мой дед, но и нашел свою судьбу сын: в том, что она будет у него счастливой, ничуть не сомневаюсь…

И призналась, что, стоя рядом с памятником, на котором выбито имя деда, плакали оба, а покупая икону в часовне для родительского благословения, обратившись к сыну, проронила:

- Пусть и он тебя благословит…

«Благословение от прадеда»
Газета «Ставропольская правда»
29 июня 2010 года