08:52, 11 июня 2010 года

Казбек Эдиев о работе УФМС России по Ставропольскому краю

О том, как строится эта работа, рассказывает заместитель начальника УФМС России по Ставропольскому краю Казбек ЭДИЕВ.

- Начать, Казбек Барадинович, хотелось бы с важнейшего для Северного Кавказа события - создания нового федерального округа со столицей в Пятигорске. Изменились ли в связи с этим статус и функции краевого УФМС?

- Статус не изменился, но дополнительными полномочиями, в соответствии с требованиями приказа ФМС РФ, управление наделено. Теперь необходимо не только обеспечивать в пределах нашей компетенции взаимодействие с аппаратом полномочного представителя президента России в СКФО. Не менее важная задача – обобщение правоприменительной практики в сфере деятельности миграционной службы на территории округа, внесение руководству ФМС России предложений по ее совершенствованию. Кроме того, к полномочиям управления отнесено осуществление сводно-аналитических информационных, учебно-инфор­мационных и контрольных функций в отношении территориальных органов ФМС во всех регионах округа.

- Значит, теперь приоритет - интересы округа, а потом уже края?

- Новые полномочия УФМС и соответственно новые заботы - не повод снижать эффективность и качество работы управления как территориального органа ФМС. При всех дополнительных сложностях, в том числе по части отсутствия практического опыта исполнения «ок­руж­ных» функций, основное поле нашей служебной деятельности - Ставропольский край. Тем более что это не просто самый крупный регион Северо-Кавказского федерального округа. Край не случайно называют «миграционным перекрестком» в плане как внутренней, так и внешней миграции. Достаточно сказать, что в 2009-м на территории Ставрополья находились более 100 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства! При этом не нужно забывать: различные виды миграции (трудовая, вынужденная, этническая, нелегальная и т.д.) во многом определяют, весьма сложным образом «переплетаясь», характер и экономического, и социального развития края.

- В том числе и в сфере межнациональных отношений?

- Безусловно. Взять восточные районы Ставрополья. Это сложная зона не только по части остроты годами не решавшихся социально-экономических проблем. Здесь весьма высок приток внутренних мигрантов, прежде всего из соседнего Дагестана, что увеличивает риск возникновения межэтнических конфликтов. К слову, недавнее создание Буденновского межрайонного отдела УФМС, в который вошли отделения в Арзгирском, Буденновском, Левокумском и Нефтекумском районах, вызвано тем, что в сложных условиях восточной зоны особо важны и эффективное управление по «вертикали», и повседневная координация усилий по «горизонтали». По кадровому своему составу отдел - это те же отделения, зато управляемость по всем направлениям на порядок выше.

- Но сегодня процесс управления - это прежде всего высокие технологии, благо есть не только телефонная связь, но уже и компьютерная…

- Основой процесса управления была и будет работа с людьми. А она немыслима в режиме лишь «удаленного доступа», без непосредственных контактов. Тем более жизнь меняется так стремительно, что и опытные сотрудники нередко сталкиваются с трудностями. Ужесточение санкций за нарушение миграционного законодательства, например, обеспечив заметный профилактический эффект, в то же время усилило активность правонарушителей на процессуальном «поле»: используется любая возможность уйти от наказания. А значит, нужно было не просто организовать сопровождение административных материалов, надо было еще и обучение людей наладить, обучая в том числе на их же ошибках. Другое дело, что без высоких технологий нам и впрямь не обойтись. При том что в УФМС России по Ставропольскому краю входит 33 территориальных отдела и отделения, у нас нет проблем с оперативным доступом к служебной информации. С переходом на компьютерные технологии сбора, хранения и передачи информации все приказы, распоряжения, нормативные документы сотрудники и в самом отдаленном районе получают мгновенно. Из того же ряда переход на IP-телефонию, что и надежность связи гарантирует, и экономию средств дает. Скажу больше. Именно высокие технологии позволяют успешно решать главную нашу задачу - обеспечение высокого качества оказания населению государственных услуг.

- Высокое качество - это прежде всего доступность услуги?

- Не только, здесь важно всё: от возможности, не выходя из дома, ознакомиться на сайте со справочными материалами, увидеть образцы заполнения документов, узнать график работы отделов управления и его территориальных подразделений до возможности позвонить непосредственно начальнику УФМС по жизненно важному для человека вопросу. Но доступность услуги – это, конечно, важнейший критерий качества обслуживания. Когда в 2008 году в здании УФМС был открыт первый и единственный на огромный по территории край пункт оформления биометрических загранпаспортов, очереди были жуткими. Иное дело сейчас. С открытием пунктов в Пятигорске, Невинномысске, Нефтекумске, Светлограде и в селе Красно-гвардейском нужда ехать за паспортом из городов и районов в Ставрополь просто отпала. Более того, с недавнего времени загранпаспорт можно оформить и через Интернет. Причем с 1 июня число государственных услуг, представляемых в электронном виде, увеличилось, теперь не только граждане России могут воспользоваться порталом gosuslugi.ru. Возможность подать документы на оформление вида на жительство и получение разрешения на временное проживание получили и иностранцы

- При таком раскладе поди-ка и жалоб на сотрудников службы нет?

- Чтобы быть корректным, обращусь к данным аппарата Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае. В минувшем году число письменных обращений по вопросам нарушения прав человека в сфере миграционных отношений составило 60. Это и само по себе немного, но здесь куда важнее тенденция: это на 16 процентов меньше, чем в 2008-м, хотя общее число обращений по поводу действий и бездействия региональных структур федеральных органов власти возросло на те же 16 процентов. Но мы не строим иллюзий: наша работа по природе своей конфликтна, а потому жалобы есть и будут. Здесь, конечно, присутствует и субъективный фактор – отношение к делу наших сотрудников. Никто не станет жаловаться на чиновника, видя искреннее стремление помочь. И наоборот, бюрократическое равнодушие - верная жалоба. Но не нужно забывать, что решение многих вопросов от нас в рамках действующего законодательства не зависит. Наглядный пример - обеспечение вынужденных переселенцев жильем. Проблема застарелая, но мы-то людям ничем не можем помочь!

- Не можете или даже не пытаетесь помочь?

- В качестве ответа я процитирую вам письмо молодой девушки, обратившейся к нам по вопросу о гражданстве, который для выпускницы школы был еще и вопросом поступления в вуз: «Спасибо Вам огромное за то, что Вы вошли в мое положение и сделали такой подарок на день рождения. Лучшего подарка я и не могла получить. Так радостно, что есть настолько гуманные люди»… Мы не просто пытаемся – делаем все, что возможно в рамках закона. И даже больше. Возьмите проблему легализации выходцев из бывших союзных республик, которые живут в России нелегально, имея на руках лишь паспорт гражданина СССР. В сентябре 2009 года ФМС России направила своим территориальным органам указание положительно решать вопрос о постановке таких нелегалов на миграционный учет без установления судом факта проживания. И дело сразу сдвинулось с мертвой точки: только за четвертый квартал 2009-го в крае поставлено на учет более 100 живших на положении изгоев людей. Но через внутриведомственное распоряжение можно лишь снять остроту той или иной проблемы, однако сама-то проблема остается, со всеми невеселыми ее последствиями.

- И не случайно, видимо, в последнее время много говорится о межведомственном взаимодействии, координации усилий в сфере миграции?

- Не только говорится, но и делается. Мы уже на опыте убедились, сколь важно межве­дом­ственное взаимодействие с органами МВД, ФСБ, прокуратуры и других силовых структур для обеспечения эффективности служебной деятельности на уровне как края, так и муниципальных образований. А в очень спе-цифичном регионе Кавказских Минеральных Вод, например, не обойтись без сотрудничества не только с «силовиками», но и с органами местного самоуправления. Да и на других территориях тоже, и потому у нас заключены договоры о сотрудничестве с главами 19 муниципальных районов. Если же брать профилактику правонарушений и преступлений, то тут неоценима помощь и общественности. Подтверждение - работа общественно-консультативного совета при управлении ФМС по Ставропольскому краю, в состав которого входят наряду с представителями госорганов сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека, национальных диаспор и общественных организаций, учебных заведений.

- Но при всем том вашу работу никто за вас не сделает…

- Разумеется, у всех свой круг прав и полномочий, и работа в режиме тесного взаимодействия не означает ни сокращения перечня обязанностей территориальных подразделений УФМС, ни снижения их ответственности. Контроль над соблюдением миграционного законодательства, борьба с нелегальной миграцией, оформление российских и загранпаспортов, а также видов на жительство, разрешений на временное проживание иностранцев в России и т. д. – повседневная, во многом рутинная работа, которую мы обязаны выполнять. Но что при этом принципиально важно, деятельность по любому из направлений не только по количественным показателям надо оценивать. Базовым критерием является то, как люди воспринимают деятельность и конкретных сотрудников, и УФМС в целом.

Ну а в преддверии 14 июня хочу от имени ру­ководства УФМС России по Ставропольско­му краю поздравить всех сотрудников тер­­риториальных под­раз­делений и аппарата управления с профес­сиональным праздником.

Александр САБУРОВ
«На оживленном перекрестке»
Газета «Ставропольская правда»
11 июня 2010 года