13:40, 8 июня 2010 года

Как не попасть в «ловушку» при покупке нового автомобиля в салоне

Деньги ваши – капризы наши

История эта вполне реальна, а произошла она в Ставрополе. Покупатель выбрал автомобиль в фирменном салоне. Был заключен договор купли-продажи, по которому дилер обязался предоставить заказанный товар в четко оговоренный срок. Покупатель внес предоплату. Но вот обозначенный срок вышел, а заветного авто все нет. В автосалоне говорят: ждите. На вопрос о причине задержки неизменно следует ответ: автомобиль не доставлен поставщиком, и потому вины салона здесь нет. Время идет, ситуация накаляется. Покупатель уже готов забрать внесенные деньги обратно. Пожалуйста, говорит дилер, но с одним условием: за понесенные издержки с вас будет удержано 50 тысяч рублей. Неслабо, согласитесь. Тогда клиент, пытаясь найти выход из этой хитроумной ловушки, просит продать ему другой, пусть и более дорогой автомобиль, главное, чтобы он был в наличии. Опять же пожалуйста, отвечает дилер и предлагает подписать новый договор. На этот раз покупатель полностью выплачивает стоимость заказанного авто, рассчитывая на то, что теперь-то уж осечек с доставкой быть не должно. Но снова гладко было только на бумаге. Сроки выдачи машины затягиваются уже по другой причине: якобы фирма не выкупила технический паспорт…

После нескольких месяцев мытарств и унижений, обиваний порогов различных инстанций, а в конечном итоге только после обращения в суд фирма все же выдала товар. Однако к тому времени покупателя все это попросту «заело». Даже после формального разрешения конфликта он не стал забирать дело из суда и остался стоять на своем: автосалон должен вернуть ему деньги за ответственное хранение товара, выплатить неустойку за нарушение сроков поставки и компенсацию морального вреда. В качестве третьей стороны в процессе приняло участие краевое управление Роспотребнадзора. Рассмотрев дело, суд принял решение частично удовлетворить требования истца. Автосалон отказался исполнять решение и обратился с кассационной жалобой в судебную коллегию по гражданским делам.

По праву и по совести

Это наглядное подтверждение того, как недобросовестные дельцы могут искусно затягивать процедуру, изматывать потребителя, с тем чтобы он отказался от своих требований. К примеру, в кассационной жалобе представители автосалона утверждали, что «суд неправильно истолковал и применил норму закона, тем самым незаконно удовлетворил требования истца о взыскании неустойки…». Свою позицию они аргументировали тем, что эта ответственность должна исходить из положений заключенного с покупателем договора о купле-продаже. Однако в типовом договоре, который предлагает этот автосалон, обозначен просто смехотворный размер неустойки, явно противоречащий Закону «О защите прав потребителей». Судите сами. По договору с автосалоном неустойка не может превышать одного процента от полной стоимости автомобиля. Закон же гласит: «В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара».

Получается, фирма предлагает своим клиентам договор, заведомо не соответствующий федеральному законодательству.

В кассационной жалобе представители автосалона также указали на якобы незаконность взыскания с фирмы суммы, которую покупатель заплатил за ответственное хранения авто. Это два процента от его стоимости. И снова мы обращаемся к закону, защищающему права потребителей: «запрещается обусловливать приобретение одних товаров… обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)». На этом основании краевое управление Роспотребнадзора даже возбудило против этой фирмы дело об административном правонарушении.

И, наконец, самое любопытное. Автодилер отказался признавать право покупателя на возмещение морального вреда. Получается, полгода нервотрепки, хождений по различным инстанциям и судам – это все в порядке вещей, и покупатель должен был априори подготовиться к такому варианту развития событий? К счастью, Фемида рассудила по совести и по закону. В решении, в частности, говорится, что «моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, подлежит компенсации при наличии вины продавца».

Знайте законы

К сожалению, бизнес в России зачастую строится отнюдь не на паритете интересов – его и покупателя. В погоне за наваром он готов игнорировать правила игры, установленные государством. Вот, к примеру, последний писк самодеятельного «законотворчества»: некоторые фирмы предлагают клиентам заключать с ними не договор купли-продажи, а протокол о намерениях. Разница между этими документами значительная. Первый подпадает под действие Закона «О защите прав потребителей», а второй – нет. Соответственно, в суд с такой «бумажкой» даже соваться не имеет смысла.

С другой стороны, не хотелось бы подводить всех предпринимателей под одну гребенку. Уверен, есть среди них и такие, кто работает на совесть и в соответствии с законом. Потребителям же стоит задуматься о другом: есть ли и наша вина в том, что мы так легко поддаемся на обман? Думается, не без этого. Если у человека хватило ума и сил заработать на хорошую машину, то почему он ленится внимательно прочесть несколько страниц закона о правах потребителя? Как говорится, предупрежден – значит, вооружен.

Владимир ГРУЗКОВ
«Есть приемы против лома»
Газета «Ставропольская правда»
9 июня 2010 года