09:19, 29 мая 2010 года

Панической атаке подверглись жители Ставрополя после теракта

Звонили «очевидцы», которые клялись папой, мамой и другими родственниками в том, что проезжали мимо «взорванной» машины на разных улицах Ставрополя. Так же убедительно, с их слов, пересказывали подробности несуществующего ЧП и другие ставропольчане. Что то было?

- Паническая атака, – утверждает главный психиатр края кандидат психологических наук главный врач Ставропольской краевой клинической психиатрической больницы (СККПБ) № 1 Игорь Былим, с которым мы связались по телефону.

Оказывается, даже такой термин есть. Итак, нас атаковала паника. А что она представляет с точки зрения врачей-психологов?

- Паника, – разъясняет Светлана Швыдкая, зам. главного врача СККПБ по психологической и социальной работе, – это эмоциональное состояние, возникающее в результате дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации либо ее избытка. И в то же время паника – это психическое состояние человека: безотчетный, неудержимый страх, который вызывает действительная или мнимая опасность. И острое – неконтролируемое – стремление избежать экстремальной ситуации.

Смотрите, как развивались события. Взрыв возле Дворца культуры в Ставрополе, жертвы, раненые стали тем шокирующим стимулом, который и спровоцировал панику. Большинство людей боялись, что беда может повториться. Главным пусковым механизмом становится недостаток информации о возможных опасностях и способах противодействия им. А находясь в ситуации неопределенности, человек сам додумывает… И хорошо если это мелкие детали, количество пострадавших и прочее. В нашем случае «додумали» взрыв маршрутки. Так что большое желание поверить в мифический взрыв и порадоваться, что тебя в «той маршрутке» не оказалось, психологически объяснимо.

- А откуда у нас и в нас это ожидание беды?

- От жизни. В последние десятилетия мы живем рядом или в эпицентре крупных катастроф с региональными или даже глобальными последствиями, перед которыми человек бессилен или беспомощен. А пребывание или активное участие в экстремальных ситуациях не проходит для нас бесследно.

- И что, всем нам нужна помощь психолога?

- Убеждена, что не помешала бы. Но сегодня она особенно нужна свидетелям прогремевшего взрыва, пострадавшим, их родственникам. Об этом, оценивая последствия ЧП, говорил и губернатор края Валерий Гаевский, на это нацелил врачей-психологов министр здравоохранения СК Виктор Мажаров. Во всех больницах Ставрополя – краевой, второй и четвертой – с первых часов после ЧП работают медицинские психологи СККПБ. Все они имеют теоретические знания и практический опыт по экстренному консультированию пациентов, попавших в чрезвычайные ситуации. Работать они будут и в субботу, и в воскресенье. Консультации высококвалифицированных специалистов можно также получить и по телефону 56-04-74. Здесь тоже отвечать на звонки будут без выходных.

- А что можно посоветовать тем, кто так и не решится обратиться к психологу лично или по телефону?

- Первое и самое главное: не считайте, что вы «сумасшедший», вы – нормальный человек, нормально реагирующий на ненормальные обстоятельства. Чаще говорите в эти дни с другими людьми, общение – это лучшее лечение, но не хватайтесь за телефон, чтобы пересказать родным и друзьям очередную «страшилку». И заботьтесь о себе: старайтесь хорошо есть, отдыхайте, даже тогда, когда вам этого не хочется. Не пытайтесь заглушить душевную боль алкоголем.

Кстати сказать, эти простые советы проверены практикой: они помогают.

«Паническая атака»
Газета «Ставропольская правда»
29 мая 2010 года