10:02, 22 мая 2010 года

Останется ли обучение в школе бесплатным?

Все эти переживания вызваны принятием нового Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Речь идет об изменении правового статуса и схемы финансирования бюджетных учреждений. Касается закон не только сферы образования, но также медицины и культуры, однако никакого особого шума по поводу дальнейшей судьбы этих двух отраслей в связи с его принятием как-то не слышно. А вот провозглашенные перемены в образовании задели, похоже, всех, да как! Вспоминаю недавнюю телепрограмму на одном из федеральных каналов, где известный российский педагог, не менее известный депутат и мама московской школьницы спорили на таких повышенных тонах, что временами понять что-либо было невозможно и телеведущий с очень неслабым голосом остановить их не мог.

Оно и понятно. К тому, что в больницах и поликлиниках платить приходится на каждом шагу, мы, увы, уже привыкли. Отрасль культуры давно присутствует в нашей жизни в весьма усеченном виде - бесплатно, пожалуй, только и можно, что книжку в библиотеке поменять. А вот гарантии получения школьного образования на бюджетной основе до сих пор были незыблемы, даже невзирая на родительские жалобы по поводу необоснованных поборов. Неужто и этого лишимся?

За разъяснениями я обратилась в министерство образования края. Как сообщила заместитель министра Ирина Кувалдина, применительно к общему образованию суть нового закона - в предоставлении школам большей самостоятельности, возможности более гибко распоряжаться имеющимися ресурсами. Учреждения поделят на казенные, бюджетные и автономные. Финансироваться по действующей сейчас схеме - через казначейство и по строго прописанным статьям затрат - будут только казенные. Бюджетные и автономные получат субсидии под государственное или муниципальное задание, возможность зарабатывать на дополнительных услугах и более свободно, чем сейчас, распоряжаться финансами.

- Будучи директором школы, - привела пример И. Кувалдина, - я, чтобы открыть платную секцию тэквандо, на которую был запрос от детей и родителей, вынуждена была составлять договор простого товарищества или создавать какой-либо фонд. Да еще с меня проверяющие спрашивали, почему я не беру денег за аренду спортзала, хотя занимались в секции только ученики нашей же школы. Так что в этой части закон упростил и легализовал существующее положение дел.

Но главное, уверила замминистра, все, что связано с образовательным процессом, будет финансироваться государством, как и раньше. Ни о каких «трех уроках за бюджет» речи не идет, и непонятно, откуда эта странная версия взялась. Существует понятие «государственные образовательные стандарты», по ним школы получат бюджетное финансирование в полном объеме. Лукавят, по мнению Ирины Владимировны, и те, кто утверждает, что принятый закон заставит свернуть бесплатное профильное обучение. В спецклассах нагрузка по профильным предметам действительно выше стандартной. Но как сейчас эта проблема решается за счет перераспределения часов внутри учебного плана (снимаем с литературы и добавляем на физику - или наоборот), так и в дальнейшем будет.

Сложнее, как удалось понять, обстоят дела с образованием дополнительным. Кружки, секции будут, предположительно, функционировать в бесплатном для учащихся режиме, если деньги на это дадут региональные либо муниципальные власти. Правда, сказала И. Кувалдина, в новых утвержденных стандартах для начальной школы за пределами базисного учебного плана будут финансироваться еще 10 часов внеурочной деятельности по каждой параллели. Есть эта норма и в обнародованном на днях проекте новых госстандартов для 5 - 9 классов...

Тем не менее благодушествовать не приходится. Ситуация в образовании и без того непростая. По предложенной сегодня норме на одного учителя в школе должно приходиться 15 учеников. Директор невинномысской гимназии № 10 «ЛИК» Александр Калкаев уже подсчитал: соответственно этому требованию у него в педколлективе «пятеро лишних». А если учесть, что сократить придется и вспомогательный персонал (норматив - не более 53 процентов от числа основного), то открыть бесплатные группы продленного дня в новом учебном году он, похоже, сможет только в первых классах. А ведь гимназия «ЛИК» - пользующееся в городе авторитетом и спросом учебное заведение, учеников здесь 750. Что же говорить о сельских школах в нынешней демографической ситуации! Если эта методика - один к пятнадцати - не будет пересмотрена (чего сейчас добиваются регионы), то, как утверждает председатель краевого профсоюза работников народного образования и науки Лора Манаева, на Ставрополье могут стать «лишними» несколько сотен педагогов.

Что касается нового закона, то у профсоюза к нему достаточно серьезные претензии. Механизмы его исполнения в настоящий момент не разработаны. Никто не знает, по каким нормам и принципам будет формироваться госзаказ, определяться его стоимость. Подушевое финансирование на одного ученика зависит от возможностей субъекта и везде разное. Да и введено оно пока только в трети российских регионов... Неясно также, кто и как будет оценивать качество работы школы, в случае неудовлетворительности которого учредитель получит право применять санкции - например, заменить директора, присоединить учебное заведение к более успешному или (так было в законопроекте) даже закрыть. Чтобы механизмы нового закона начали действовать, нужно только на федеральном уровне разработать 94 правовых акта, всего же их, по словам Л. Манаевой, требуется около трехсот.

Бюджетные и автономные учреждения будут, как уже сказано, финансироваться через субсидии, но субсидиарная ответственность с учредителя снимается полностью или частично. Это настораживает многих. Не приведет ли неопытность (или недобросовестность) директора школы к ее банкротству? Кто будет отвечать по ее долгам? Директорский корпус, конечно, на менеджерских курсах обучали, но хватит ли тех скороспелых курсов в условиях новой экономической свободы, которую теперь получает руководитель образовательного учреждения?

Да и всякий ли директор хочет быть не «учителем учителей», как говорили раньше, не самым мудрым в школе педагогом, а менеджером по продажам? Увы, их об этом не спросили. А поскольку индексация зарплаты, скорее всего, коснется только работников казенных учреждений, то понятно, что повышение ее в бюджетных и автономных возможно в основном лишь за счет оказания дополнительных платных услуг. Что в этой ситуации смогут сельские школы - вопрос открытый. Трудно предположить, что селяне толпой ринутся туда обучаться, например, компьютерной грамоте...

P.S. Стало известно, что переходный период федерального закона о бюджетных учреждениях может быть увеличен до 1 января (по другим данным - до 1 июля) 2012 года. Предполагается, что за это время законодатели доработают механизмы его действия, а учреждения определятся со статусом...

«Кто закажет музыку»
Газета «Ставропольская правда»
22 мая 2010 года