В Ставрополе прошло заседание градостроительного совета края, организатором которого выступило министерство строительства и архитектуры СК. На обсуждение был вынесен подготовленный московскими инженерами и архитекторами проект схемы территориального планирования Ставропольской агломерации.

За сложным термином «агломерация» скрывается не менее сложная задача по объединению четырех городов (Ставрополя, Невинномысска, Изобильного, Михайловска) и трех муниципальных районов (Шпаковского, Изобильненского и Кочубеевского) в единую структуру. А в дальнейшем планируется включить в нее все населенные пункты на удалении часа автомобильного пути от краевого центра. Таким образом агломерация охватит 11 процентов территории Ставрополья и 784 тысячи его жителей. Появление таких «центров притяжения человеческих и материальных ресурсов», прозвучало на заседании, призвано уравновесить условия жизни в регионе и вывести край на новый виток развития.

Открывая заседание, глава Ставрополя Н. Пальцев отметил, что ежегодно число жителей города увеличивается примерно на две тысячи человек. И причина тому не только миграция и естественные демографические процессы. Сокращение рабочих мест в аграрном секторе за счет новых технологий вынуждает селян искать работу в крупных городах. Поэтому остро стоят проблемы с наличием свободных земельных участков под строительство жилья, обеспечением коммунальной инфраструктуры, системами утилизации отходов и т.д. Объединение соседствующих территорий в единое пространство позволит минимизировать эти трудности сегодня и предотвратить появление новых проблем в будущем.

О проекте схемы будущего объединения прилегающих к краевому центру территорий рассказал начальник мастерской территориального проектирования ОАО «Гипрогор» Л. Гозман. Он заметил, что Ставропольская агломерация стала вторым объектом подобного масштаба в нашем крае, работу по которому доверили этой организации. Недавно ее специалисты закончили проект по преобразованию региона Кавминвод и примыкающих территорий.

Подобные проекты успешно реализуются во многих субъектах России. В том числе в Красноярском крае, где главным инициатором преобразований стал в бытность губернатора этого региона нынешний полпред президента в СКФО А. Хлопонин. По словам Л. Гозмана, за рубежом такое территориальное планирование практикуется уже несколько последних десятилетий: там многие люди живут за пределами промышленных городов, в которых работают. А российский опыт показывает: главный плюс агломерации – синергетический эффект, что означает притягивание человеческого капитала и инвестиций. Удобная инфраструктура, включающая прежде всего современную транспортную сеть, и отсутствие административных границ, большой рынок труда, услуг и недвижимости привлекают крупный бизнес извне, а также дают мощный импульс развитию местных компаний.

При планировании Ставропольской агломерации авторы проекта старались учесть все особенности территории, в том числе наличие оползневых зон и растущих оврагов, относительно слабое авто- и железнодорожное сообщение, устаревшие коммунальные сети. Не оставили без внимания и потенциал будущей агломерации как туристического объекта, имеющего на своей территории исторические, культурные и природные памятники, источники термических вод и условия для занятий экстремальными видами спорта. В рамках проекта запланировано строительство высокоскоростной железной и современной автомобильной дороги Ставрополь – Невинномысск и развитие пригородных маршрутов. Предполагается часть сельхозземель, прилегающих к крупным городам, отдать под массовое строительство загородных поселков, так как сейчас наблюдается повышенное стремление населения жить за городом.

Участники совещания, среди которых были представители администраций муниципалитетов, министерств и ведомств, активно подключились к обсуждению проекта, внесли корректирующие замечания. Предложения по этому большому замыслу решено оформить в письменном виде и передать авторам проекта в течение двух недель.