17:51, 18 мая 2010 года

Министр сельского хозяйства А. Манаков: Овцеводство остается «маркой» Ставрополья

– Александр Васильевич, какие тенденции сегодня определяют развитие этого некогда мощного направления животноводства в крае?

– Ранее экономика овцеводства как на Ставрополье, так и по России в целом базировалась в основном на производстве шерсти. Закупочная цена килограмма шерсти была эквивалентна 20 кг баранины в живом весе. Однако в последние десятилетия ситуация изменилась: шерсть резко упала в цене, как следствие – пришла в упадок шерстеперерабатывающая промышленность страны, разрушилась отлаженная система подготовки продукции к реализации... Сегодня приходится адаптироваться к новым экономическим условиям, в которых на первый план выходит мясное направление, поскольку баранина, как известно, пользуется повышенным спросом на мировом рынке.

Эта подоплека всем понятна, и тем не менее, по моему глубокому убеждению, мы не должны забывать о тонкорунном овцеводстве, которое было и остается марочным для региона. Сегодня многие руководители овцеводческих хозяйств сетуют на невысокий спрос и низкую закупочную цену на шерсть. К примеру, в 2008 году средняя цена реализации килограмма шерсти по краю составляла 40,4 рубля, в 2009 году еще меньше – 35 рублей. Однако ряд хозяйств нашел возможность реализовать продукцию с выгодой. Так, СПК «Племзавод «Вторая пятилетка» Ипатовского района, где разводят ставропольскую породу и производят высококачественную тонкую шерсть, продавал ее по 62–75 рублей за килограмм. Учитывая высокую продуктивность поголовья и выход чистой шерсти свыше 60 процентов, от каждой овцы здесь получили около 600 рублей. При этом продукция была проклассирована и подготовлена к реализации. Другими словами, спрос на тонкую мериносовую шерсть высокого качества по–прежнему сохраняется, соответственно это направление может быть рентабельным.

В этой связи отмечу важный момент. Сегодня, когда стандарты на многие виды сельхозпродукции носят рекомендательный характер, ее цена в значительной мере определяется степенью готовности к реализации. Вот почему необходимо уделять особое внимание промышленной сортировке шерсти в период стрижки овец непосредственно в хозяйствах. Это позволит точнее определять ассортимент сырья, назначать за товар реальную цену и таким образом уйти от убыточности производства. Что же до перспектив развития овцеводства на Ставрополье, лично мне оно видится в разумном сочетании производства баранины и высококачественной тонкой шерсти.

– В нынешнем году овцеводство не попало в Госпрограмму развития АПК. Соответственно, федеральной поддержки наши овцеводы не получат, по меньшей мере, в ближайшее время. Почему?

– Действительно, на 2010 год поддержка подотрасли в рамках Госпрограммы не предусмотрена. Причины такого решения мне не известны, но надеюсь, что вопрос будет решен и, возможно, во втором полугодии это направление получит финансирование из центра. Вместе с тем отмечу, что на текущий год федеральный и краевой бюджеты выделяют средства на поддержку племенного маточного поголовья овец. Речь идет соответственно о 63,9 и 19,3 млн рублей.

– Александр Васильевич, откровенно говоря, подобное отношение государства заставляет задуматься: а нужно ли овцеводство Ставрополью вообще? Но если нужно, то на что, по вашему мнению, стоит сделать ставку тем, кто занимается этим направлением?

– Я в корне не согласен с такой постановкой вопроса. В сельскохозяйственном землепользовании края находится 1,5 млн гектаров естественных кормовых угодий – пастбищ, сенокосов и залежных земель. В этих условиях овцеводство является основным, а зачастую и единственным вариантом их использования, что называется, с пользой для населения. Скажем, для таких районов Ставрополья, как Апанасенковский, Арзгирский, Левокумский, Нефтекумский и Туркменский, мясное скотоводство – социально значимая отрасль, поскольку климатические условия этих территорий не позволяют жителям заниматься другими видами животноводства.

В условиях рыночной экономики для развития овцеводства нужно концентрировать усилия на производстве шерсти высокого качества и одновременно молодой баранины. Высокая биологическая скороспелость овец в раннем возрасте хорошо реализуется при условии достаточного обеспечения полноценными зелеными кормами. За счет этого можно снизить себестоимость и, наоборот, повысить рентабельность мясной продукции. Но это при условии сочетания нескольких факторов: использования пород овец с высоким генетическим потенциалом продуктивности, наличия в стаде до 80 процентов маток, ранней случки ярок, круглогодичного полноценного кормления, интенсивного наращивания молодняка для реализации в год рождения и создания оптимальных зоогигиенических условий содержания поголовья.

– Какие меры предпринимает краевое правительство, для того чтобы подотрасль наконец приобрела положительную динамику?

– Сельхозорганизациям, развивающим овцеводческое направление, ежегодно оказывается финансовая поддержка. В 2009 году на эти цели было выделено 154,3 млн рублей, в том числе из краевого бюджета – 40,7 млн. Нам удалось сохранить племенную базу овцеводства, а это лучшие стада в России. Кроме того, на 46,4 процента увеличились объемы реализации племенного поголовья, было произведено 2,4 тысячи тонн шерсти, что на 18,3 процента больше по сравнению с 2008 годом. Вопросы развития подотрасли регулярно поднимаются на отраслевых совещаниях. И, наконец, мы ежегодно проводим краевые выставки племенных овец, тем самым пропагандируя достижения науки и передового опыта.

«Овцеводство остается «маркой»»
Газета «Ставропольская правда»
19 мая 2010 года