13:18, 12 мая 2010 года

В преподавании «Основ религиозных культур» выявлены некоторые проблемы

Общий настрой собравшихся был позитивный. Все педагоги считают, что предмет оживил школьную жизнь, нравится детям. Отпали опасения, что курс «Основ» разделит ребят по конфессиональному признаку. Евгений Гапонов, учитель из станицы Темнолесской Шпаковского района, рассказал, что в самом начале деление класса на изучающих православие и ислам действительно ощущалось, но затем ребятишки стали заглядывать друг другу в учебники, задавать вопросы. В результате, по его мнению, они по–новому увидели одноклассников. А там, где есть понимание другого, приходит и его принятие. В подтверждение этой мысли некоторые преподаватели приводили случаи, когда родители–мусульмане выбрали для своих детей изучение основ православной культуры, объяснив, что религиозные традиции ислама те познают дома, но веру и обычаи соседей тоже нужно знать и уважать.

Полтора месяца преподавания выявили некоторые методологические (и методические) проблемы. Так, Оксана Костина из села Дубовка Шпаковского района посетовала на большую перегруженность учебника по православию религиозными понятиями. По ее словам, школьникам, которые не посещают церковь, усвоить материал сложно, а многие родители высказываются за усиление куль­ту­рологической направленности этого модуля. Лариса Сляднева из Ставрополя, которая ведет основы светской этики, считает, что этот спецкурс не соответствует возрастным особенностям десятилетних детей – в учебниках много абстрактных философских понятий, недостаточно конкретных примеров.

Все выступавшие сошлись на том, что время проведения эксперимента выбрано неудачно: несколько уроков выпало из–за майских праздников, сказывается усталость детей в конце учебного года и т. д. Преподавание лучше начинать в первой четверти.

В следующем учебном году сегодняшние ученики четвертого класса продолжат изучение «Основ». А новые четвероклассники его начнут, и их семьи уже сейчас обсуждают, какой модуль выбрать. Советуются с учителями, друг с другом, с родителями детей, которые уже изучали предмет. По предварительным данным, в селе Дубовка большинство – за преподавание светской этики; в Кугульте (Грачевский район) – за православный модуль. Главное, что выбор есть.

«Выбор есть у всех»
Газета «Ставропольская правда»
13 мая 2010 года