19:07, 6 мая 2010 года

Анзор Киргуев о фальсификации истории Второй мировой войны

- Среди фальсификаций на тему Второй мировой особняком стоит прошлогодняя резолюция Парламентской ассамблеи ОБСЕ, возложившая ответственность за ее развязывание в равной степени на Советский Союз и нацистскую Германию. Как такое могло случиться, на ваш взгляд?

- Чтобы прояснить некоторые детали появления этого «документа», сделаю небольшое отступление. В мае 1991 года после объединения двух немецких государств я был приглашен на научно-практическую конференцию военно-исторического общества НАТО, посвященную 50-й годовщине нападения фашистской Германии на Советский Союз. Тогда западная концепция признавала решающую роль СССР в освобождении мира от фашизма. В этом ключе говорили все выступающие. Только один ученый из бундесвера в витиеватой форме промямлил о «равной ответственности» СССР и Германии, Сталина и Гитлера, сославшись, кстати, на публикации, появившиеся в советских СМИ. Действительно, незадолго до конференции вышла статья бывшего партгенерала Д. Волкогонова, который впервые высказал идею, что наш авторитаризм спровоцировал гитлеровский фашизм на вой­ну. Так что так называемая «равная ответственность» – изобретение наших доморощенных либералов, которое поспособствовало нашим противникам легко пройти путь до циничного извращения сути исторических событий. Резолюция ОБСЕ – это не просто результат философских споров. Этот «документ», на мой взгляд, преследует вполне конкретные цели: демонизировать Россию как правопреемницу СССР и подготовить правовую почву для пересмотра итогов Второй мировой войны, потребовать денежных выплат от России, а если не получится – «наложить лапу» на ее природные ресурсы, объявить, по сути, «крестовый поход» против нашей страны. Недаром вскоре после этой резолюции парламент Японии принял закон, объявляющий Южные Курилы исконно японскими территориями.

- Подобные обвинения - о «равной ответственности» СССР и Германии - мало того что необъективны и однобоки, но еще и оскорбительны для памяти погибших и ныне живущих солдат Великой Отечественной войны...

- Политика фашистской Германии изначально была агрессивной и захватнической. По сути, главным аргументом в ее политике была война, вооруженное насилие. Несмотря на трагические издержки сталинизма, в СССР в то время шло строительство социально ориентированного государства: с бесплатным образованием, правом на труд и бесплатное жилье. Историческая правда заключается в том, что ценой неимоверных усилий Советский Союз готовился к неминуемой войне.

Идеологические противники СССР специально «забывают», что за планирование снабжения, подготовку и проведение Сталинградской битвы по программно-целевому методу с линейным программированием Л. Канторович впоследствии получил Нобелевскую премию. Устойчивость нашей экономической системы подчеркивает и тот факт, что уже в августе 1943-го Госплан начал разработку пятилетнего плана восстановления народного хозяйства.

- В этом идеологическом противостоянии в качестве аргумента приводится пакт о ненападении, заключенный между СССР и Германией 23 августа 1939 года. Документ считают доказательством сговора Гитлера и Сталина против западных демократий.

- Конечно, нельзя давать однозначную оценку этому документу. Однако, как отметил В. Путин на церемонии в честь 60-летия освобождения Освенцима, «нельзя забывать, что до этого был так называемый «мюнхенский сговор», которым западные государства во главе с Англией «развязали» Гитлеру руки и «указали» прямой путь на Восток. В короткие сроки в 1938 году Гитлер ликвидировал Австрию как независимое государство, а 15 марта 1939 года оккупировал Прагу. В это время Советский Союз тщетно призывал Англию и Францию подписать «конвенцию по вопросам организации военной обороны Англии, Франции и СССР против агрессии в Европе». Но не был услышан. И в критической ситуации пришлось выбирать наименьшее зло. На мой взгляд, это было единственное правильное решение. Мы выиграли время для подготовки к войне. Ведь было понятно, что война все же будет. Об этом свидетельствовали и разведданные. Наконец, этим пактом сорвали на тот момент стремление Англии и Франции изолировать СССР и столкнуть с Германией.

Обидно, что даже приближение 65-й годовщины Победы над фашизмом не останавливает некоторых «аналитиков». Продолжают муссировать вымыслы вокруг «самых болевых точек» Отечественной войны: людские потери, готовность командного состава Красной армии к войне, роль Сталина и др. Оставим эмоции и обратимся к фактам. Утверждения ушедшего из жизни писателя В. Астафьева о том, что по вине командного состава Красной армии за каждого убитого немца «уложили» восемь-десять наших солдат, - грубая натяжка. В 80-е годы прошлого столетия авторитетная государственная комиссия во главе с известным военным ученым генералом Гареевым в течение нескольких лет скрупулезно изучала эту проблему. Пришли к выводу, что соотношение боевых потерь СССР и Германии 1,2 к 1. В основном за счет первых месяцев войны. После Сталинграда и Курска боевые потери у немцев были гораздо выше. Да, страна потеряла 26,6 миллиона своих сыновей и дочерей. Из них боевых потерь - 8,4 млн. Примерно столько же, сколько у немцев. А общие данные собраны за счет массовых расстрелов мирных жителей фашистами, гибели военнопленных и угнанных в Германию.

- Еще одна «болевая точка», говоря вашими словами, это роль и место Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина в Великой Отечественной войне. Его личность подвергается самым массированным критическим атакам. И ему действительно есть что предъявить.

- Личность неоднозначная, согласен. Об этом можно много спорить. Но даже его противники признают, что во время войны И. Сталин взял на себя всю ответственность за судьбу страны и вынес эту ношу до конца. Теперь трудно сказать, был бы столь велик морально-политический потенциал Победы, если бы утром 7 ноября 1941 года он не взошел на трибуну Мавзолея. Враг уже стоял у стен Москвы, а на Красной площади проходил традиционный парад Красной армии… Для морального духа армии и мирного населения это имело важнейшее, если не решающее, значение.

Война как продолжение политики - больше, чем только боевые действия. Переброску 12 миллионов жителей из европейской части за 4 - 5 тыс. км на восток с заводами и фабриками на заранее, то есть до войны, подготовленные места, осуществлял госаппарат, которым тоже руководил Сталин. Противопоставлять Сталина и Жукова неразумно, как это пытаются делать некоторые исследователи. У них были разные задачи. Причем сам Жуков высоко ценил полководческий талант Сталина.

Конечно, сегодня проще раздавать оценки в угоду сиюминутным политическим выгодам, преуменьшая роль СССР в спасении Европы и мира от коричневой чумы фашизма. Все меньше остается свидетелей тех событий. Кроме того, мы должны учитывать, что далеко не все наши вчерашние союзники-противники смирились с приоритетами России по целому ряду позиций, которые у нас по-прежнему есть. Наши завоевания должны остаться нашими. И нашу гордость, которой по праву является Великая Победа в той страшной войне, мы не позволим чернить. Черной краски не хватит, чтобы извратить историческую реальность.

«Черной краски не хватит»
Газета «Ставропольская правда»
7 мая 2010 года