08:01, 27 апреля 2010 года

Павел Астахов познакомился с опытом Ставрополья по реабилитации детей с ограниченными возможностями

Гостей Кисловодска и участников конференции на открытии приветствовал заместитель председателя правительства СК В. Балдицын. В торжественном открытии форума приняли участие заместитель председателя комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций А. Кузьмина, руководитель аппарата комиссии Совета Федерации России по международному и техническому сотрудничеству В. Медведева.

Среди почетных гостей – уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов, который, как уже сообщала «СП», прибыл на Ставрополье с рабочим визитом. Приветствуя участников конференции, он отметил важность обсуждаемой проблемы и призвал всех проявлять милосердие: «В первую очередь мы, жители России, должны перестать быть инвалидами. Пора наконец научиться видеть, слышать и чувствовать тех, кто нуждается в нашей помощи».

В ходе визита детский омбудсмен встретился с журналистами. О проблемах, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями, Астахов знает не понаслышке. «У меня самого двое племянников – инвалиды детства», – признался правозащитник. Поэтому вопросы, которые он задал, войдя в здание музыкальной школы Кисловодска, вполне резонны: «Есть ли здесь лифт и пандусы, чтобы дети с ограниченными возможностями свободно себя чувствовали? А как ребенок на инвалидной коляске должен преодолевать полосу препятствий по плитке, которой выложена дорога к школе?». По словам омбудсмена, с таких «мелочей» и начинается реализация прав инвалидов, которые гарантирует федеральный закон.

Чтобы повышать стандарты по отношению к правам людей, в том числе и детей с ограниченными возможностями, П. Астахов предложил российским чиновникам перенимать опыт зарубежных коллег и иногда на время самим «становиться инвалидами». «Необходимо иногда завязывать им глаза или сажать в инвалидные коляски и выпускать на городские улицы. Можно устроить для чиновников просмотр телевизора с выключенным звуком, чтобы им стало понятно, насколько необходим сурдоперевод», – пояснил правозащитник. Кроме того, Астахов посоветовал «слугам народа» не забывать о законе о госслужбе. «Рычаг воздействия на «глухих» и «слепых» чиновников очень прост: я могу давать рекомендации по смещению любого госслужащего, занимающего высокий пост, лично президенту России», ­ заявил адвокат.

Главным поводом для разговора с журналистами стал недавний случай с восьмилетним Артемом Савельевым, от которого отказалась приемная мать­американка и отправила самолетом в Москву. Чтобы подобные эпизоды не повторялись, считает П. Астахов, необходимо заключить межгосударственный договор по усыновлению детей между Россией и США. Ключевыми условиями соглашения должны стать сохранение социально­культурной среды и возможность контроля.

Кроме того, считает детский омбудсмен, в договоре должна быть учтена возможность контроля за судьбой ребенка в иностранной семье. По его мнению, необходимо регулярно проводить проверки: «Я буду предлагать вариант, когда уполномоченный либо его советники могут осуществлять выборочные проверки как информационно­дистанционно, так и очно».

Журналистов интересовало, знает ли уполномоченный по правам ребенка о ситуации вокруг пятигорского интерната для детей­инвалидов, который хотят присоединить к общеобразовательной школе. По словам Астахова, ему известно об обстановке. «Эту ситуацию буду держать на контроле», – заявил омбудсмен. Еще одной темой для обсуждения, касающейся прав детей с ограниченными возможностями здоровья, стал материнский капитал. На Ставрополье известны случаи, когда вскоре после рождения ребенка признают инвалидом, но родители не могут воспользоваться положенными средствами на срочную операцию для малыша. Решение в этой ситуации, по мнению детского омбудсмена, одно – обращаться в суд, тогда выработается механизм по защите прав таких семей.

В ходе визита детский омбудсмен посетил краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок», что в Предгорном районе. Здесь проходят медицинскую и социальную реабилитацию ребята со всего края с заболеваниями нервной и опорно­двигательной систем.

Познакомиться с опытом работы других учреждений Ставрополья, деятельность которых направлена на повышение качества жизни детей с ограниченными возможностями, смогли все участники конференции. Заседания секций проходили в населенных пунктах края, где уже не первый год существуют организации, работающие с детьми и молодыми людьми­инвалидами. Проблемы их трудовой реабилитации гости конференции обсудили в здании Ессентукского профессионального училища ­ центра реабилитации детей­инвалидов и молодых инвалидов. Здесь получают профессию и медицинский уход люди от 15 до 30 лет, страдающие различными заболеваниями, с нарушениями слуха и зрения. Участники конференции оценили достижения такого комплексного подхода работы с молодыми инвалидами: за годы пребывания в центре у ребят значительно улучшаются показатели здоровья, а в 80 процентах случаев они трудо­устраиваются или продолжают обучение в вузах.

Однако, сетовали участники конференции, такие результаты, скорее, исключение. «Конкуренция на рынке труда растет, а, значит, у инвалидов все меньше шансов найти свободное рабочее место», ­ отметил замминистра труда и социальной защиты СК Н. Кобыляцкий. Гости из других регионов оценили опыт решения этой проблемы на Ставрополье. В крае действует система квотирования рабочих мест, в рамках которой работодатели должны предоставить инвалидам определенный процент ставок. Число людей, воспользовавшихся этой программой, с каждым годом растет.

По мнению собравшихся, одна из причин невысокой занятости людей с ограниченными возможностями – незаинтересованность работодателей. По закону для организаций, берущих на работу инвалидов, не предусмотрено никаких преференций. Необходимо на федеральном уровне разработать систему поддержки таких предприятий: будь то льготное налогообложение, кредитование или целевое финансирование.

Одна из ключевых проблем, обсуждавшихся в ходе конференции, ­ инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями. Согласно этой концепции, на детей не вешается ярлык «инвалид», их не определяют в спецшколы или спецклассы, а дают возможность учиться со сверстниками. Однако, отмечали некоторые ученые и практики, в реализации этой позитивной идеи немало подводных камней. Прежде всего: как научить детей правильно относиться к одноклассникам, имеющим ограничения по здоровью? И как ребенок­инвалид должен преодолевать архитектурные барьеры российской школы? Еще один вопрос, который обсуждали на конференции: по какой системе оценивать знания детей­инвалидов? Нередки случаи, звучало на заседании, когда таким ребятам из жалости завышают оценки. Еще одно препятствие для продвижения инклюзивной системы ­ необходимость переподготовки кадров.

Обсуждая реализацию гос­политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья, участники конференции оказались единодушны во мнении: приоритетным направлением должно стать раннее выявление отклонений в развитии детей. Для этого в крае создана сеть учреждений, занимающихся диагностикой и коррекцией нарушений в развитии подрастающего поколения.

Главным итогом работы всероссийской конференции стало утверждение целого списка рекомендаций по реализации государственной политики в интересах детей­инвалидов на федеральном и региональном уровнях, в котором ученые и практики обобщили опыт работы по созданию условий для полноценной жизни подрастающего поколения.

«В помощь «необычным» детям»
Газета «Ставропольская правда»
27 апреля 2010 года