11:13, 23 апреля 2010 года

Оплата воды по счетчикам вырастает в разы для жильцов многоквартирных домов

Главенствующую роль в начале реформы ЖКХ сыграл принятый в декабре 2004 года новый «Жилищный кодекс Российской Федерации». Этим документом были определены три формы управления многоквартирными жилыми домами: непосредственно собственниками помещений, управляющей компанией (УК) и товариществом собственников жилья (ТСЖ). Когда в 2008 году правительство РФ стало распределять средства из Фонда содействия реформированию ЖКХ, были поставлены условия, что деньги могут направляться на капремонт только тех домов, где управление осуществляется УК или ТСЖ. Возникает вопрос: почему в неравные условия была поставлена третья форма управления? Правая рука не ведает, что творит левая? «Ставропольская правда» 23 марта этого года писала, в какую сложную ситуацию попал жилищный комплекс Георгиевска, когда многим домам надо было в срочном порядке менять форму управления, чтобы получить финансирование под капремонт.

В похожую ситуацию попали и жильцы дома по ул. Морозова, 1, в Ставрополе, которые вынуждены были поменять форму управления с «непосредственно жильцами» на УК «ЖЭУ­2». Конечно, в какой­то мере решение о смене формы управления могло иметь положительные последствия. Ибо самая главная проблема большинства многоквартирных домов ­ найти человека, который бы и хотел, и умел стать старшим по дому. Люди не желают вешать себе на шею это тяжелое ярмо. ЖЭУ­2 ­ организация с историей, она многие десятилетия обслуживала этот жилой дом, и соответственно жильцы надеялись, что так будет и далее. После проведенного капремонта были поставлены общедомовые счетчики на воду и тепло. К чему это привело? Если в декабре 2009 г. автором этих строк было уплачено за услуги ЖКХ 2700 руб., то в январе 2010 г. был представлен к оплате счет на сумму 5100 руб., или почти в 2 раза больше. И так по всем остальным квартирам. Увеличение оплаты включило в себя 1400 руб. за отопление в связи с переходом со среднемесячной на сезонную оплату, что, кстати, тоже явилось полной неожиданностью, и 700 руб. ­ это лепта, которую внесли счетчики. Они насчитали больше, чем если бы расчеты производились за воду и тепло как раньше, по утвержденным краевым нормативам.

Еще одно интересное сопоставление. Если ежемесячная оплата всех коммунальных услуг, включая газ и электричество, а также телефон, увеличилась согласно утвержденным краевым тарифам в 2010­м по сравнению с 2009 годом на 500 руб., то вода и тепло прибавили сверх нормативов 700 руб. исключительно благодаря счетчикам. Итого, стоимость ЖКХ­услуг за месяц выросла на 1200 руб. Для сравнения, средняя валоризация по краю на одного пенсионера составила 1100 руб. Комментарии, наверное, излишни: выросшие тарифы съели валоризацию. В 2010 году в Ставрополе при утвержденном росте тарифов по воде на 21,6% фактический рост за I квартал составил 80%, а по теплу ­ соответственно 15,9% и 32,2%. Это «накрутили» счетчики. Тогда как президент страны Д. Медведев и зампредседателя правительства России Д. Козак определили верхнюю планку роста тарифов ЖКХ в 25%. Интересно, что должны были ощущать люди, читая новые платежки и смотря телевизор, с экрана которого назывались цифры, значительно отличающиеся от тех, что были перед их глазами?! Но жильцам нашего дома на Морозова не менее интересно, что чувствовали в этот момент руководители ЖЭУ­2, «Водоканала» и «Теплосети»?

А теперь давайте посчитаем вместе. Городская норма расхода воды в месяц на жильца ­ 7,604 м3. Учитывая потери воды в трубопроводах, норма явно завышена: квартирные счетчики фактически накручивают 2,5 ­ 4,0 м3 в месяц на человека. Расход в платежке «благодаря» общедомовому счетчику за месяц равен 12,3 м3 на человека, то есть превышает фактический расход воды в 3,5 раза. Если взять за основу подход коммунальщиков к проблеме, то каждый человек в сутки должен расходовать 40 ведер (!) воды. И это в зимний период. А что будет летом, сколько еще нам припишут кубов? Куда девается эта полноводная «река»? И ведь установка квартирных счетчиков не спасает от дополнительной оплаты. Аналогичное положение и по теплу. Зимой теплотрассы легко обнаруживаются. Если это не «воздушка», то значит, вдоль горячей трубы можно наблюдать подтаявшую почву, даже с зеленой травкой в некоторых местах. Иностранным разведкам не надо напрягаться, если перед ними будет поставлена задача вычислить контуры теплотрассы. А кто оплачивает эту колоссальную потерю тепла, доходящую до 40%? Ответ мы знаем.

В нашем жилище нет подвалов, сети в декабре отремонтированы, кафе «Театральное», занимающее часть первого этажа, имеет свой счетчик, незаконно проживающих не обнаружено. При таких исходных данных, мягко говоря, вызывает легкий шок вопрос, куда девается четырехкратное превышение «водяных» нормативов? А может, так отрегулированы сами общедомовые счетчики? Кто должен ответить? Конечно, управляющая компания ЖЭУ­2. У нее вся информация. Именно ею заключались договоры на обслуживание со всеми коммунальными службами. Но ЖЭУ­2 не только не занимается этими проблемами, но и не собирается это делать. Хотя, казалось бы, при наличии таких крупных необъяснимых потерь воды и тепла управляющая компания обязана была провести комплексную проверку технического состояния счетчиков, отвода магазинов и кафе на первом этаже; вместе с ОВД соблюдения паспортного режима и т. д. После чего собрать жильцов и проинформировать, где происходят потери и законна ли переплата.

Однако за прошедшие с начала года почти четыре месяца, вопреки нашим ожиданиям, ЖЭУ­2 никакой ревизии наших расходов не осуществила. Выходит, до людей дела нет никому. А ведь в доме проживают около 50% пенсионеров, которым изыскать на оплату дополнительно тысячи рублей не так­то просто.

Городские и краевые власти должна серьезно насторожить вышеописанная ситуация. И реакция, на мой взгляд, необходима быстрая. Ведь число домов, перешедших на общедомовые счетчики, растет, чтобы к 2012 году обеспечить стопроцентный охват этим чудом техники. Однако, навязывая этот технический прогресс, как всегда, забывают о людях. Если произойдут социальные катаклизмы, как в Калининградской области, где люди поднялись против неконтролируемого роста тарифов, ­ это будет на совести властей, которые проспали ситуацию. Одно можно с уверенностью сказать, что после повышения тарифов и норм расхода найдено еще одно мощное средство выкачивания денег у населения. Это средство ­ общедомовые счетчики. Гениальная придумка.

Если власти действительно хотят навести порядок в коммунальной сфере, после установки общедомовых счетчиков не следовало бы сразу переходить на оплату по их показателям. А брать оплату по действующим нормативам расхода, пока не будут наконец перекрыты все пути потерь воды и тепла. И только после этого запустить систему оплаты по счетчикам, предварительно предупредив и проинформировав жильцов.

Более радикальным и разумным решением было бы, если бы по показаниям общедомового счетчика рассчитывалась управляющая компания, а жильцы – соответственно своим квартирным счетчикам, либо по нормативам. Вот тогда УК будет экономически заинтересована в снижении энергетических и водных потерь. Последнее время звучит много призывов об интенсификации экономики, энергосбережении. Но все эти правильные установки на выходе превращаются в холостые выстрелы, ибо не подтверждены реальной организацией дела. Это очень наглядно видно на примере коммунальной сферы, когда ни УК, ни другие предприятия не несут никакой ответственности за качество обслуживания, а просто собирают деньги у населения.

Непонятны людям и частые изменения правил игры в ЖКХ. Если раньше вывоз мусора оплачивался в зависимости от количества жильцов в квартире, то теперь от количества занимаемых метров квадратных. Фактически получается, что не имеет значения, сколько людей проживает в квартире – один или пять человек. Нелогично. Пятеро мусорный бак загрузят в пять раз быстрее. Еще большее недоумение вызывает принцип расчета за воду, когда в рамках норматива платишь от численности проживающих (что логично), а если сверх того ­ по общедомовому счетчику, то подсчет идет пропорционально квадратуре. Такое впечатление от всех этих необъяснимых решений, что находишься в каком­то театре абсурда.

Если посмотреть на динамику роста расходов на ЖКХ, то за последние 5 лет выросли они в 2,9 раза, в т.ч. по воде ­ в 4 раза, теплу ­ в 3 раза. Пенсия за ту же пятилетку с учетом валоризации выросла в 3,4 раза. В 2010 г., с учетом валоризации, обещают рост пенсий на 46%. А уже за первый квартал только по воде и теплу, при участии общедомовых счетчиков, рост составил 42%. Пенсии никак не могут оторваться от роста расходов на ЖКХ. В связи с обнаружением нового способа «обдираловки» населения по счетчику, в том числе пенсионеров, уместно вернуться к вопросу изменения порядка индексации пенсий не от общего уровня инфляции по стране, который составил в 2009 году 8,8%, а от «пенсионной инфляции», которая на 10 пунктов выше и равна 18,8%. Ибо основные траты пенсионера ­ это питание, коммуналка и лекарства, а эти позиции потребительской корзины дорожают быстрее всего. Следует внести соответствующую поправку в ст. 17 закона «О трудовых пенсиях в РФ». Моя публикация в «Ставропольской правде» от 1 октября 2008 года по этой проблеме была рассмотрена в администрации президента и направлена в Минздравсоцразвития РФ. Обещали учесть при очередном рассмотрении действующего пенсионного права. Вот только, когда это случится, не написали.

Пенсионеры с пониманием отнеслись к сложностям краевого бюджета в год 65­летия Великой Победы и не заостряют пока вопрос об индексации ежемесячной выплаты ветеранам труда в размере 1200 руб. Но когда подойдет их время, также необходимо «плясать» не от общей инфляции. Ведь «ветеранские» также распространяются только на 10 основных жизненно важных позиций, по стоимости которых и надо исчислять инфляцию. С 1 января 2010 года она уже составила 20% ­ соответственно «ветеранские» должны быть увеличены на 250 руб. ежемесячно. Это тоже пойдет на частичное погашение такой напасти, как накрутки общедомовых счетчиков.

В заключение необходимо возвратиться к началу статьи, к понятию «постановки на счетчик». Как уже говорилось, у пенсионера три основных составляющих жизнеобеспечения. На питании можно сэкономить. Лекарства можно покупать либо более дешевые, либо вообще уже не принимать. А вот плата за «коммуналку» ­ это неотвратимо. И в случае просрочки платежей начисляется пеня. Вот почему каждый пенсионер так болезненно относится к увеличению тарифов ЖКХ. А как еще? Ведь теперь в семейном бюджете дополнительно надо учитывать и расходы на счетчик.

Г. МАХЛИНОВСКИЙ
«Поставлены на счетчик»
Газета «Ставропольская правда»
23 апреля 2010 года