19:30, 21 апреля 2010 года

Студенческая семья: как она живет

Кто­то старается использовать пять лет максимально эффективно: получает высшее образование, часто даже не одно, изучает языки и т.д. Для кого­то главными «заботами» в студенческие годы становятся тусовки – когда ж еще так погуляешь, как не в молодости? Некоторые, уже в университете разочаровавшись в выбранной профессии, полностью отдаются хобби. Кто­то в силу разных обстоятельств попросту «плюет» на все: учебу, вечеринки, увлечения, потому что их насущная проблема – заработать деньги. Но есть ребята, которые умудряются не только совмещать все это, но и строить семьи.

Среди моих сверстников не так много семейных пар, как было, например, в пору молодости моих родителей. Тогда, по их рассказам, у студенческих семей было не меньше проблем с жильем, заработками и учебой. А как справляются с этими сложностями современные женатые студенты и замужние студентки?

Так, моя подруга Лена вышла замуж на втором курсе. Муж был старше на несколько лет, поэтому, когда девушка училась на «очке», он уже работал. Конечно, на зарплату молодого специалиста семье не разгуляешься, поэтому жена подрабатывала где могла. Удивительно, но с учебой сложностей не возникало – университет Ленка закончила с красным дипломом. Подруга умела разделять обязанности, поэтому успевала и к семинарам готовиться, и мужа встречать горячим ужином. Первые годы молодая семья жила на съемной квартире. «Наш дом быстро превратился в «пристанище» для моих однокурсников, которые вскоре стали нашими общими друзьями, ­ рассказывает Лена. ­ В студенчестве, мне кажется, гораздо проще проходить трудности первых лет семейной жизни. А еще я уверена, что особый студенческий быт формирует здоровую и, скажем так, правильную семью».

А вот о том, что Марина после третьего курса выйдет замуж, знала вся наша группа буквально с поступления. С Игорем они сидели за одной партой, были влюблены друг в друга с девятого класса. Он выбрал специальность военного, поэтому после окончания училища увез жену в военный городок. Маринке, конечно, пришлось перевестись на «заочку». «Признаться, я этого не хотела – учеба на дневном отделении мне нравилась. Зато теперь я понимаю, что мы стали взрослыми и самостоятельными раньше. Это большой плюс: мы давно «не висим» на шее у родителей, хотя они, конечно, помогают. Но главное, что сейчас мы начинаем воплощать в жизнь то, о чем из­за занятости в институте только мечтали – открываем свое дело», ­ рассказывает подруга. Отношение преподавателей к семейным студентам, по ее словам, почти не меняется. «Только поздравляют, когда открывают зачетку и видят другую фамилию», ­ смеется Марина.

Однако декан факультета филологии и журналистики Ставропольского госуниверситета (который, к слову, уже давно прозвали факультетом невест) А. Серебряков так не считает: «Отношение преподавателя к студентам, решившим вступить в брак, безусловно, меняется. Рассчитываешь, что перед тобой более серьезный человек, чувствующий ответственность за свою семью и то, что с ней происходит. Эти студенты должны быть более взрослыми в социальном и интеллектуальном отношении».

Часто преподаватели идут навстречу семейным студентам ­ продлевают сроки сдачи сессии, подготовки курсовых работ. Приходит на помощь и руководство вузов ­ если муж и жена учатся в разных учебных заведениях, чтобы не разделять их, вузы обмениваются местами в общежитиях. Помогают и материально, особенно если в семье появляется третий…

Вот семью Люды и Саши Сантос Майорга (на снимке) в общежитии Ставропольского гос­университета знают почти все – студенческие семьи здесь живут, но ребенок есть только у них. Рамезу три года, он в общежитии всеобщий любимец, поэтому в соседние комнаты заходит без стука. «Правда, ­ говорят родители, ­ Рамику бывает скучно, ­ хочется поиграть с детьми, а их нет».

В этом же общежитии Люда и Саша познакомились еще на первом курсе. «Она меня прикормила», ­ шутит Александр. Девушку он покорил воспитанностью и серьезным отношением ко всему. Летом после второго курса они поженились, хотя, говорят ребята, многие не понимали, зачем так торопиться. Сашу поддержал отец – он родом из Мексики. Вот откуда необычная фамилия, которая обозначает «святой, великий». «После свадьбы, когда я впервые пришла на занятия, преподаватели, отмечая присутствующих, называли мою новую фамилию в самом конце, думая, что это какой­то иностранный студент, приехавший по обмену, ­ вспоминает Люда. ­ Когда откликалась я, вместе с преподавателями удивлялись все однокурсники».

Через год в молодой семье родился Рамик. Первое время было очень тяжело, признаются ребята. Но выручали бабушки и няня. Люде и Саше повезло: они учились в разные смены, поэтому с утра с малышом сидела мама, а после обеда она бежала на учебу, и с ребенком оставался молодой отец. Преподаватели, говорят ребята, относились с пониманием – давали индивидуальные задания, не требовали ничего «сверхъестественного». Но были и те, кто не признавал никаких «льгот» ­ часто приходилось заниматься по ночам. «Пока Рамик был маленький, он много спал, поэтому удавалась урывками посидеть над конспектами, ­ вспоминает Люда. ­ Но сессию сдавали вместе с малышом».

Большие заботы легли и на плечи главы семейства: Саше приходится совмещать учебу с работой. Он учится на медико­биолого­химическом факультете и работает в бюро судебно­медицинской экспертизы. Когда сын подрос, стали больше требовать в университете. «К тому же, ­ говорит Саша, – в группе уже восемь семейных студентов, поэтому послаблений никаких нет». В этом году Александр получит диплом, поэтому сейчас семье нужно думать, где жить – на комнату в студенческом общежитии они не будут иметь права.

«Золотые годы»
Газета «Ставропольская правда»
21 апреля 2010 года