Ежегодно в Петровском районе проходит педагогический фестиваль «Сельская развивающаяся школа». На этот раз была выбрана тема «Учитель в сельском социуме».
Школа красоты и грации «Жемчужина» в селе Гофицком под руководством Екатерины Беловицкой

Школа красоты и грации «Жемчужина» в селе Гофицком под руководством Екатерины Беловицкой

© Фото: Надежда БАБЕНКО

Кроме местных директоров школ, здесь присутствовали гости из других районов края. Заместитель начальника отдела образования Ольга Якунина, приглашая директоров школ к разговору, процитировала, так сказать, «для затравки» тезисы доклада на 18-й научно-практической сессии соисполнителей программы Российской академии образования «Системная модернизация образования как фактор социального развития села». В нем прозвучала фраза об ответственности педагогов за решение новых задач, связанных – ни много ни мало – с выживанием и развитием российского села, а в качестве одной из ключевых инновационных идей рассматривалось постепенное формирование в сельских территориях профессионально-педагогических сообществ, в которых каждый специалист ориентирован на выполнение более широкой социально-педагогической миссии.

– Честно говоря, еще три-четыре года назад, когда в центральных регионах России стал очевиден дефицит педагогических кадров, нам эта проблема была незнакома и непонятна, – рассказывает кандидат педагогических наук Елена Зорина. – В наших школах и вакансий-то на тот момент не было.

Елена Александровна о кадрах знает всё – ведь работает она заместителем директора Светлоградского педагогического колледжа. Его студенты (а это не только петровчане, здесь немало молодых людей из соседних районов края, а также из Калмыкии) хороши уже тем, что они мотивированы на выбранную профессию и почти всегда возвращаются в свои родные села. За исключением тех, кто поступает в высшие учебные заведения на очную форму обучения. Вот они потом из города возвращаться не хотят. Впрочем, многие учатся заочно.

Чем не могут похвалиться местные педагоги, так это высокой заработной платой. Если где-то нормальной считается работа на полторы-две ставки, то в Петровском районе и половина ставки не редкость, есть и 0,2. И дело даже не в том, что «жалко сокращать» пенсионеров – а их в сфере образования трудится 16 процентов. Отдел образования провел анонимный социологический опрос почти ста учителей. Оказалось, что довольно распространенной среди них является проблема профессионального выгорания. Когда на фестивале этот «диагноз» был озвучен, он вызвал недоумение у …пенсионеров. Оказалось, что с возрастом педагог не чувствует себя выжатым лимоном, он даже более энергичен, чем в 30 или 40 лет, когда нужно ставить на ноги собственных детей. В директорском корпусе самой молодой, Наталье Шевченко из школы села Шведино, 31 год, но в основном руководителям за 50, есть и за 65. Но они как раз и являются тем стержнем, на котором держится авторитет школы и учителя на селе.

Не секрет, что работать в школе сейчас очень сложно: если еще несколько лет назад авторитет учителя на селе был незыблемым, то сейчас случаются казусные ситуации, как, например, в школе села Сухая Буйвола. В отдел образования поступила коллективная жалоба на учителя. В чем конкретно его обвиняли, понять было трудно – общие фразы о том, что все он делает не так. Стоило же собрать недовольных родителей всех вместе, и выяснилось, что претензии основаны на личных неудачах: каждому из них приходилось бросать семьи и уезжать на заработки, а после возвращения наверстывать пробелы в воспитании своих чад. Долго обе стороны выясняли, как надо воспитывать детей. В результате особо активным родителям было предложено включиться в общественную жизнь школы, где их нерастраченная энергия теперь используется в мирных целях.

В Петровском районе восемь школ и 42 учителя являются победителями нацпроекта «Образование». Далеко не каждый район может похвастаться таким внушительным списком грантов. Но это еще не всё. Оказывается, здесь действует и так называемый «местный» нацпроект: администрация муниципального района ежегодно поощряет не только лучшую школу, но также детский сад и учреждение дополнительного образования, а еще – лучших педагогов. Молодые кадры получают «подъемные» и ежемесячную тысячу к окладу.

Правда, плохо обстоят дела с резервом управленческих кадров – возможно, потому что не выделяются средства на повышение квалификации учителей. В отделе образования подумывают, может быть, выделять материальную помощь или вознаграждение именно для поездок на курсы?

В вопросах юридического характера, да и финансовых тоже у петровских педагогов есть своя «мать Тереза» – руководитель профсоюза Людмила Кузьминова, занимающая эту должность уже более четверти века. У нее все заботы первостепенной важности: сгорел дом учителя в селе Высоцком – всем миром помогали, требуется дорогостоящее лечение – она по всем инстанциям пороги обивает. А бывает так, что в каком-нибудь учреждении пожилого человека примут не очень доброжелательно, и в следующий раз он клянется: туда – ни ногой. Людмила Георгиевна в буквальном смысле берет коллегу за руку и старается научить бюрократов элементарной вежливости. Помогает! Недавно она отстояла в суде право учителей не отчитываться за средства на приобретение литературы – их всего-то выдается 100 рублей в месяц, зато сколько бумажной канители! К тому же из этой суммы вычитали подоходный налог, но предписанием прокуратуры его отменили.

На слуху у педагогов идея, витающая в законодательных кругах: поскольку система общего образования – прямая забота государства, то пора определить статус учителя и, может быть, приравнять его к госслужащим. Этот вопрос поднимал и председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Вообще-то, в большинстве развитых стран равный статус имеют все, кто получает зарплату из бюджета. Выйдя на пенсию, учителя могли бы как госслужащие получать достойную пенсию, а на их место пришли бы молодые энергичные кадры – и у них были бы стимул и уверенность в настоящем и завтрашнем дне.

Но, несмотря на все трудности и проблемы, в глубинке все же зреют инициативные, творческие, неординарные кадры. Именно такой специалист трудится в селе Гофицком – это Екатерина Беловицкая, и ее с гордостью представил участникам фестиваля директор школы Геннадий Батищев. Екатерина Алексеевна не боится экспериментировать, она увлекает детей всем, чем владеет сама. Под ее руководством уже несколько лет работает школа красоты и грации «Жемчужина». Дети в постоянном творческом поиске: участвуют вместе с наставницей в разработке моделей одежды, пробуют себя в роли парикмахеров, стилистов, дизайнеров, танцуют. Из 500 школьников 100 занимаются в кружках и объединениях Екатерины Беловицкой. В школе необычная форма – мальчики здесь ходят в белоснежных костюмах, а у девочек – несколько комплектов на все сезоны! Старшеклассницы осваивают подиум в костюмах от своей талантливой учительницы, одну из коллекций вечерних платьев они продемонстрировали на фестивале.

Между прочим, Гофицкая школа является экспериментальной площадкой по предпрофильной и профильной подготовке учащихся, а «Жемчужина» – единственный в крае, а может, и во всей России детский школьный коллектив, которому присвоено звание народного. Так что личность учителя, как видите, вполне может поспособствовать выживанию и развитию российского села, будущее которого зависит от тех, кто сидит сегодня за школьной партой.

Надежда БАБЕНКО