09:29, 13 апреля 2010 года

О школьной экономике

В докладе министра Аллы Золотухиной речь шла о введении нормативно–подушевого финансирования, (НПФ) новой системы оплаты труда, вопросах повышения эффективности расходов.

Что касается первого, то край внедряет его с 2004 года, в то время как многие другие регионы к этому еще не приступали. Однако процесс проходит в условиях негативной демографической ситуации как на Ставрополье, так и в России в целом. По сравнению с 1999 годом число детей в крае снизилось на 139,6 тысячи, то есть более чем на 35 процентов. Сегодня у нас 143 сельские малокомплектные школы, где стоимость обучения одного ребенка в год (а именно это является инструментом НПФ) обходится дороже, чем в школах обычной наполняемости. Качество обучения при этом, увы, не выигрывает.

В городе другая проблема — недотягивает до норматива в 25 человек наполняемость школьных классов. Поэтому в новом учебном году в ряде общеобразовательных учреждений, видимо, придется малочисленные классы соединять. Что, в свою очередь, не может не сказаться на рабочей нагрузке учителей (в сторону ее понижения) и штатном расписании. (К слову, за последние десять лет численность учителей в крае снизилась на 8654 человека — почти на 30 процентов).

Есть проблемы и с введением новой системы оплаты труда педагогических кадров. Так, стимулирующие выплаты руководителям школ в ряде территорий в 3–4 раза превышают доплаты, получаемые рядовыми учителями. Каждый такой случай, сказала министр, будет рассмотрен отдельно.

К случаям неэффективного расходования фонда оплаты труда можно отнести также и нерациональное соотношение числа педагогов к количеству «прочих» работников школы — сторожей, медиков, охранников, рабочих котельных, столовых и т.д. Кое–где «прочих» – столько же, а то и больше, чем педагогов.

Между тем ожидается, что с 1 января 2011 года финансирование большинства учреждений будет переведено со сметного на субсидии в рамках выполнения государственного или муниципального задания. Придется все рассчитывать...

Коллегия приняла ряд рекомендаций, направленных на повышение эффективности внедрения новых экономических механизмов.

«О школьной экономике»
Газета «Ставропольская правда»
13 апреля 2010 года