17:30, 8 апреля 2010 года

Ваше отношение к конкурсу «Учитель года»

Александр Калкаев, победитель краевого этапа в 1991 году, тогда — учитель истории, сейчас — директор Невинномысской гимназии № 10 ЛИК, в течение многих лет — член жюри «УГ».

– Конкурс, безусловно, нужен. Он популяризирует опыт творчески работающих учителей, делает выпуклым и осязаемым то, что в ежедневной рутине порой не видно. Для участников это хорошая школа, определяющая на годы вперед ступени их профессионального роста.

Вместе с тем в последнее время он становится все более заорганизованным. Идет это из центра, от федеральных устроителей, которые регламентируют буквально все. Например, нельзя, на мой взгляд, за двадцать минут провести мастер–класс — но таково условие. Невозможно в рамках конкурса всерьез участвовать в дискуссии на общественную или профессиональную тему, но и от этого требования отступить нельзя... Слишком много формального.

В последние годы в краевом туре участвуют студенты педагогических вузов и факультетов. Наверное, это расширяет их кругозор. Но вот вопрос: сколько их потом идет преподавать в школу? Один из победителей, смотришь, работает в районном управлении по делам молодежи, кто–то учится в аспирантуре... Тогда в чем был смысл их участия?

Евгения Останкович, участница краевого «УГ–2000», тогда — учительница младших классов, сейчас — директор начальной школы № 17 г. Пятигорска.

– Мой профессиональный и карьерный рост, конечно, связан с участием в конкурсе. Это был толчок, точка отсчета. Но вспоминаю я чаще тот тяжелый труд, который был затрачен не только мной, но и методистами школы и города на подготовку. Четыре месяца, я готовилась к городскому этапу, еще два — к краевому. А сейчас требования еще более усложнились. Уже не только урок провести и проанализировать, но еще мастер–класс, внеклассный час, родительское собрание, дебаты!..

Хочу пожелать участникам выдержки, мужества, крепкого здоровья — все это им пригодится.

Оксана Романенко, начальник отдела образования администрации г. Кисловодска.

– В этом году наша претендентка на победу – Наталья Иванова, учитель начальных классов с более чем двадцатилетним стажем. На мой взгляд, конкурс делают такие педагоги, имеющие не только большой опыт, но и свою концепцию преподавания, свой взгляд на жизнь...

Светлана Адаменко, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе СК, до недавнего времени — заместитель министра образования края.

– Есть такое ощущение, что интерес к «Учителю года» повсеместно утрачивается. Среди причин, на мой взгляд, недостаточное стимулирование участников, особенно в районах, где победителю за труд нескольких месяцев порой вручают микроволновку или еще что–нибудь в этом роде.

Хочется сказать о том, что само содержание конкурса нуждается в серьезном реформировании. Мы говорим, что школе необходим педагог современный, с нестандартным мышлением, а основным заданием для конкурсантов по–прежнему остается все тот же урок...

Мне кажется, что учителя должны продемонстрировать свое умение участвовать в проектной деятельности, в деловых играх. Или, например, пусть проведут занятие с одаренными детьми — то, что сейчас по–настоящему нужно школе. Пусть во внеклассных мероприятиях покажут, как умеют работать с семьей. Говорю об этом, потому что как уполномоченный по правам ребенка каждодневно сталкиваюсь с большим семейным неблагополучием...

Женик Степанян, руководитель отдела Психологического центра диагностики и консультирования г. Михайловска.

– Мне в участниках «УГ» не хватает спонтанности и желания импровизировать. Такое впечатление, что при выполнении всех без исключения заданий используются домашние заготовки — иногда к месту, иногда — нет. Единственно живой момент — взаимодействие конкурсанта с незнакомым классом...

Андрей Горбачев, участник краевого тура в 2003 году, тогда — сельский учитель, сейчас — доцент кафедры истории и теории журналистики СГУ, кандидат филологических наук.

– Я попал на конкурс, имея за плечами трехлетний стаж работы, и понял, что его, конечно, недостаточно, чтобы победить. Но сама подготовка к состязаниям — это была такая наука, которую преподали мне старшие коллеги, директор школы Галина Мамцева и завуч Елена Сиденко! Я увидел материал в целостности, понял, куда мне нужно двигаться. Именно в ходе конкурса я узнал про инновационные педагогические технологии, которые тогда только вводились в оборот. И еще — осталось много знакомств, прибавилось общения...

«Больше спонтанности»
Газета «Ставропольская правда»
9 апреля 2010 года