10:08, 7 апреля 2010 года

Общественный транспорт в Ставрополе не отвечает нормам безопасности

Было решено обратить особое внимание на места массового скопления людей: рынки, развлекательные заведения, вокзалы. Но самым актуальным вопросом совещания стала система организации пассажироперевозок. По мнению специалистов силовых структур, сегодня на Ставрополье может практически беспрепятственно попасть любой груз, например, в виде посылки, отправленной через водителей автобусов и маршруток. Силовики предложили городским властям реализовывать билеты на автобусы пригородного и междугородного сообщения по паспортам. Пока же, по словам мэра Ставрополя Николая Пальцева, правоохранительные органы приняли решение проверить у водителей частных междугородных маршрутных такси наличие лицензий на перевозки пассажиров и порядок продажи билетов.

Надо отметить, что организация пассажироперевозок уже многие годы является проблемной для края сферой. И результаты последних проверок специалистов Управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) по СК это подтверждают. Так считает начальник отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по краю Александр Мастепаненко, с которым встретился наш корреспондент.

– Александр Федорович, находя в прессе очередное объявление «Продам маршрут», поражаюсь: неужели мы возвращаемся к понятиям «бесславных» девяностых годов прошлого века? Когда можно было купить подержанный автобус малой вместимости, войти в долю с «ребятами» на определенном городском маршруте и возить людей без лицензии, фактически без ответственности за жизни пассажиров. Это же попросту преступление!

– Сегодня существуют систематически обновляющиеся правила, регламентирующие деятельность частных перевозчиков. Согласно им, в каждой отдельно взятой территории края проводятся конкурсы на замещение вакантных и вновь открывшихся маршрутов, где участвуют только легально существующие организации. Перевозки по регулярным маршрутам требуют лицензии, а за соблюдением всех этих формальностей зорко следит местная администрация. Это в идеале.

– А практически?

– Для реального контроля в каждом районе и городе края должны быть собственные нормативные акты по организации пассажирских перевозок, в которых прописаны не только правила для перевозчиков, но и санкции за их нарушение. Так вот, по нашим данным, в пяти городах и районах Ставрополья такой документ до сих пор отсутствует. Нет его и в краевой столице. В конце прошлого года мы вынесли официальное предписание комитету городского хозяйства администрации Ставрополя, чтобы правила были разработаны и утверждены. Также два раза в год (весной и осенью) улично–дорожная сеть и маршруты общественного транспорта должны обследоваться комиссией из работников администрации, представителей дорожных служб, Госавтоинспекции и пассажироперевозчиков. По итогам составляется акт, где отражены наличие и исправность светофоров, разметки дорожных знаков и состояния проезжей части. И все перевозчики получают на руки копию акта. В краевой столице уже организовано весеннее обследование, но документа «осень–2009» на руках у водителей нет до сих пор!

– Самих водителей и владельцев «маршруток» тоже проверяете?

– Регулярно и с неутешительными результатами. Вот только некоторые данные нашей февральской проверки: 90 процентов водителей, остающихся на линии после 19 часов, – это потенциальные нарушители, у которых закончилось рабочее время. Оказывается, коллегам, у которых смена началась недавно, такие «автостахановцы» не мешают – пассажиров–то хватит на всех. Паспорта маршрутов у них не соответствуют установленным требованиям (состояние дороги, стоимость проезда, интервалы и расписания движения). Многие транспортные ООО и ИП заключают договоры на проведение предрейсовых проверок с медицинским работником и автомехаником. Большинство водителей, конечно, приезжают на осмотр по утрам, когда заступают на смену. Но вечером никто на повторную проверку не возвращается. По правилам, рабочий автотранспорт должен парковаться на территории автопредприятия. Две ночи подряд мы инспектировали город и выявили около 260 автобусов, которые стоят в частном секторе без контроля. А ведь это потенциальная угроза общественной безопасности – транспорт может использоваться для терактов, например.

– Есть ли подобные недостатки в работе общественного транспорта в других городах и районах?

– Сплошь и рядом. К примеру, в Шпаковском районе установлено, что право допуска к перевозке пассажиров по регулярным маршрутам фактически оказалось в руках самих перевозчиков. А в Минеральных Водах автотранспортное ООО «Аури» заключило договор с городской администрацией, не имея даже собственного автопарка. Что уж говорить о пригородных и междугородных направлениях! Количество перевозчиков – «нелегалов» вокруг автовокзалов увеличивается с каждым годом. Не в новинку пассажирам передвигаться по краю и на микроавтобусах с госномерами соседних регионов: Карачаево–Черкесии, Кабардино–Балкарии, Калмыкии. Естественно, о наличии каких–либо документов на пассажироперевозки у заезжих водителей говорить не приходится.

– Какая–то «кара» для должностных лиц, руководителей транспортных предприятий, частных предпринимателей предусмотрена?

– В 2009 году главам администраций районов и городов было вынесено 17 предписаний на устранение выявленных нарушений. После так называемого «второго предупреждения» составляются протоколы об административных нарушениях. Подобные меры применяются и к перевозчикам–нарушителям. Но закон сегодня не позволяет проверять ИП и ООО больше чем раз в три года.

– Получается тупик: надзорные органы знают своих нарушителей, а сделать ничего не могут?

– Все на страже «презумпции добросовестности» бизнеса. Кстати, это официальный термин Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля». А вот об итогах подобной «добросовестности» вполне четко говорит статистика аварийности: в 2009 году только по вине водителей лицензионных автобусов в крае совершено 40 ДТП, в которых три человека погибли и 54 были ранены. И эти показатели постоянно растут.

– И что, по–вашему, может помочь выправить ситуацию с пассажироперевозками?

– Многие проблемы должен решить конкурс на аренду маршрутных направлений, который, например, горадминистрация Ставрополя планирует объявить в ближайшее время. Преимущество в нем будут иметь крупные автотранспортные предприятия города. На практике с их водителями гораздо легче вести разъяснительную работу, контролировать состояние рабочего транспорта. Это поспособствует и постепенной замене маломерных «газелей» на автобусы средней и большой вместимости. Но, к сожалению, конкурс не может состояться в отсутствие единых правил для пассажироперевозчиков. Пока же весь общественный автопарк Ставрополя постепенно оснащается аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Система может отслеживать любые нарушения, связанные с несоблюдением маршрутной схемы и графиков движения, отказом оборудования и нецелевым использованием автобусов.

««Газель» беспечная: проблема вечная?»
Газета «Ставропольская правда»
7 апреля 2010 года

Рекомендуем