19:06, 1 апреля 2010 года

Вокальный фестиваль­конкурс «Классика и современность» прошел в Ставрополе

Основные мероприятия прошли на сцене Дворца им. Ю. Гагарина ­ краевого Центра развития творчества детей и юношества, конкурсные прослушивания проходили также в краевом Доме народного творчества. Соучредителем выступило министерство образования СК, поддержка была и со стороны министерства культуры и администрации краевого центра. Инициатором идеи стала заместитель директора Дворца им. Ю. Гагарина Елена Рязанцева. А ее, в свою очередь, вдохновил опыт Московского международного студенческого конкурса вокалистов «Белла воче» (в переводе с итальянского ­ «прекрасный голос»), в этом году проходившего в конце марта уже в шестнадцатый раз и тоже посвященного юбилею Победы. Он собирает начинающих певцов из десятков городов России, ряда стран ближнего и дальнего зарубежья и, несомненно, приобрел уже солидный авторитет. Лауреаты «Белла воче» нашли себя впоследствии в известных театрах Европы и Азии.

Поздравили организаторов конкурса «Классика и современность» народная артистка России Елена Образцова, народный артист России, солист Большого театра, профессор Московской консерватории известный бас Петр Глубокий, солистка Московской государственной филармонии, народная артистка России, профессор Академии хорового искусства, председатель жюри «Белла воче» Лидия Абрамова. А возглавил жюри профессор музыкального факультета Московского государственного педагогического университета, заслуженный артист России Владимир Крючков. Он, кстати, является еще и заведующим кафедрой сольного пения Тяньцзиньской консерватории (Китай), потому не случайными гостями оказались у нас ректор Института музыки Китая Сун Гуангчжун и тяньцзиньский студент профессора Крючкова Ванг Мэнг.

­ С огромным интересом откликнулся на предложение поучаствовать в организации нового конкурса у вас, ­ говорит В. Крючков. ­ Особенно когда узнал от Елены Рязанцевой, что ничего подобного здесь еще не проводилось. Ваши студенты­вокалисты в основном ездили в другие города и регионы. А тут ­ свое творческое состязание. Вообще это замечательно, когда в провинции рождается подобная инициатива, нельзя же, чтобы культурная жизнь концентрировалась только в столицах.

Насколько удалось реализовать хорошую идею на ставропольской почве? Конечно, с первого раза вышло далеко не все, впрочем, это как раз объяснимо.

Хотя участников могло быть и больше, в целом ставропольская молодежь показалась интересной, несомненно одаренной, при том что вокальная подготовка некоторых конкурсантов явно оставляла желать лучшего. Это было заметно даже в подборе репертуара, например, одна девушка спела «Выйду на улицу» ­ а это мужская вещь, причем басовая. Другая солистка исполняла теноровую мужскую «Соловьи, не тревожьте солдат…». Зато тенор пел совсем не то, что ему более пристало. Профессор считает это педагогическим упущением.

­ Есть, понимаете ли, определенные эталоны, не кем­то искусственно придуманные, а проверенные временем. Классика на то и называется классикой...

В программу конкурса органично вошел мастер­класс В. Крючкова, щедро делившегося опытом и знаниями со студентами. С удовольствием вспоминала об этом и известный ставропольский педагог, член жюри Лилия Якоби, и сама обладающая немалым творческим багажом. Она, кстати, тоже посетовала на недостаточный круг участников, в частности, ей как знатоку фольклора не хватило исполнителей народной песни. Хотя даже и среди тех, кто все же приехал, нашлись чудесные ребята, особенно порадовали Лилию Александровну новоселицкие дарования.

Почти никто не остался незамеченным, потому что, помимо дипломов лауреатов, жюри вручало и специальные призы. Важно и то, что отмечена работа целого ряда музыкальных педагогов, среди них преподаватели факультета искусств Ставропольского госуниверситета Валерий Коротков и Елена Малыгина, Минераловодского музыкального колледжа ­ Татьяна Захарченко и Анатолий Дорофеев, Невинномысского дворца культуры ­ Елена Журавлева, краевого Центра развития творчества детей и юношества ­ Александр Черных и Владимир Уклеев.

А их воспитанники, также получившие дипломы из рук профессора В. Крючкова, показали в заключение большой концерт, в который вошли произведения разных жанров ­ как это и предусмаривали условия конкурса. Звучали оперные арии, народные и эстрадные песни. Так, популярный ансамбль «Степные зарницы» Дворца им. Ю. Гагарина исполнил песню терских казаков, студентка факультета искусств СГУ Оксана Романенко замечательно спела арию из «Богемы» Пуччини, студент Минераловодского музыкального колледжа Рустам Адамян представил свою версию арии из «Летучей мыши» Штрауса, вокальная девичья группа из Ставропольского пединститута очень интересно исполнила а капелла лирическую песню военного времени «Огонек», а гостья из города Туапсе Александра Черненко блеснула великолепным академическим вокалом... Безусловно, выделялся на общем фоне гость из далекого Тяньцзиня: Ванг Мэнг поразил неожиданно мощным для его скромной комплекции басом, а для концерта выбрал весьма сложную и довольно продолжительную арию Филиппа из оперы Верди «Дон Карлос». Слушая этого серьезно­сосредоточенного юношу, понимаешь, почему именно он стал обладателем Гран­при нашего первого Открытого конкурса вокалистов. Как бы ни были хороши голоса у многих наших земляков, этого оказалось мало, нужна настоящая школа вокала, и этим силен китайский гость. Как рассказала Лилия Якоби, его исполнение на прослушивании знаменитого «Бухенвальдского набата» Мурадели (!) вызвало слезы на глазах у строгих профессионалов. А еще Ванг Мэнг замечательно поет как европейскую, так и русскую классику.

Вообще о своих китайских студентах профессор Крючков говорил с нескрываемым восхищением и одновременно уважением:

­ Я сразу понял, что не случайно меня и целый ряд других российских педагогов пригласили поработать в Китай, эта страна активно подбирает специалистов, не жалея затрат на подготовку молодых вокалистов. Между прочим Ванг Мэнг нынче победитель вдвойне, он ведь взял Гран­при на недавнем конкурсе «Белла воче» в Москве, но победил вовсе не потому, что является студентом одного из членов жюри!

В. Крючков уже три года сотрудничает с Тяньцзиньской консерваторией, кстати, одной из старейших в Китае. Вообще­то в этой огромной стране пока всего семь таких музыкальных вузов, зато учатся там тысячи студентов. И хотя наша российская школа вокала по праву славится в мире, надо воздать должное китайцам: они демонстрируют огромное желание учиться и имеют уже серьезные успехи. Владимиру Крючкову отлично видно на его кафедре западно­европейского пения: Китай собирает творческие силы, причем с помощью иностранных педагогов. Вот и побывавший в Ставрополе господин Сун Гуангчжун сейчас завершает оформление договора о сотрудничестве с Московским педагогическим университетом, в основе документа ­ популярная сегодня программа так называемых двойных дипломов, когда студент часть учебного времени проводит в России, часть в Китае. Со ставропольскими вузами таких контактов пока не сложилось, так что поездку ректора на Северный Кавказ можно назвать ознакомительной.

Ставропольский конкурс­фестиваль показал, что в вокальной школе края есть, что называется, проблемы. Но ведь для того и проводятся конкурсы – региональные, российские, международные, чтобы студенчество обменивалось, видело другие школы. Ребята пообщались друг с другом, с педагогами. Словом, смогли выйти из довольно узкого круга своей кафедры, своего факультета, вуза, училища…

­ Со временем конкурс может приобрести сначала региональный, потом международный статус, а мы можем собрать очень серьезную команду в жюри, ­ говорит В. Крючков. ­ И для педагогов нелишне посетить мастер­классы, поучаствовать в круглых столах, дискуссиях, обменяться методическими наработками, узнать, какие появляются новые мировые тенденции. Сделан первый шаг, и это уже большое дело. Только патронат нужен посолиднее. Хотелось бы пожелать Ставрополю развития, ведь вокальные запасы­то имеются. Очень понравились ваши студенческие самодеятельные коллективы, поют ребята увлеченно, от души.

Интерес к конкурсу заметен уже сейчас. Недаром в его адрес поступило и приветствие от соседей: успехов пожелал ректор Краснодарской консерватории Владимир Чернявский, этого педагога и композитора хорошо знают в музыкальных кругах Ставрополя. Так что на следующий год гостей должно быть больше. А значит, и впечатлений, и побед, и дипломов, и надежд...

«А Гран­при уехал в Китай»
Газета «Ставропольская правда»
2 апреля 2010 года