19:14, 1 апреля 2010 года

Образовательную инициативу «Наша новая школа» обсудили в Михайловске

В конференции приняли участие 140 человек, работали дискуссионные группы, а завершилась она конкурсом «Психолог года». Поскольку ни подобной конференции, ни профессионального конкурса среди работников этой сферы на Ставрополье больше не проводил никто, да и объединенную службу шпаковцы создали первые (и пока единственные) в крае, то, думается, их опыт заслуживает отдельного разговора.

К своей конференции специалисты подошли не без потерь. В связи с корректировкой районного бюджета, говорит начальник Шпаковского муниципального отдела образования Людмила Тарабыкина, в школах сокращены более 20 человек ­ психологи, логопеды, социальные педагоги. И это при том, что национальная доктрина «Наша новая школа» требует как раз проработанного психолого­педагогического сопровождения всего образовательного процесса.

Об этом парадоксе говорили на конференции. Постановка вопроса была такая: если в случае каких­либо форс­мажорных обстоятельств нас сокращают первыми, то не в том ли дело, что мы пока не смогли доказать свою полезность и продуктивность работы? Как нам найти свое место в педагогических коллективах и в учебном процессе? Проблема обсуждалась и в основном докладе директора Михайловского психологического центра диагностики и консультирования Елены Корюкиной, и во время дискуссий в группах. Вот некоторые, на мой взгляд, интересные выводы. Специалисты сопровождения, говорили участники конференции, слишком зациклились на коррекционной работе с детьми, в прямом и в переносном смыслах уединились в своих кабинетах, куда учителя порой заглядывают только в одной ситуации: вот вам «трудный» (или неуспевающий) ученик, делайте с ним что хотите! Между тем далеко не всякий случай требует вмешательства психолога, разрешать конфликт «средней тяжести» с учеником, консультировать его родителей должен уметь и учитель. Задача психолога ­ его этому научить. Есть у специалистов сопровождения и другая немаловажная функция. Учителя в новой национальной образовательной парадигме переживают тяжелую ломку. От авторитаризма им нужно переходить к партнерским отношениям с учащимися, которые хотят в общении с педагогами и большей доверительности, и большей свободы. Чтобы учителям помочь в этом сложном переходе, поддержать их, психолог должен выйти из своего кабинета и включиться в жизнь педагогического коллектива. Ему тоже нужно сменить парадигму деятельности.

В сущности, для реализации этой задачи постановлением главы администрации Шпаковского района Александра Мизина и создана служба сопровождения муниципальной системы образования. Она имеет полномочия вести в сообществе методическую работу, организовывать профессиональную учебу. Совет службы вправе рассматривать рекламации на работу специалистов, профессиональные конфликты. Объединение в единую команду дает ее членам большую защищенность. А кроме того, учит работать в команде, когда в действительно сложной ситуации на помощь учителю приходят и школьный психолог, и социальный педагог, а если нужно, приезжает «скорая помощь» из Михайловска ­ бригада специалистов психологического центра.

Шла ли на конференции речь о том, что все это специалисты службы сопровождения должны делать за ту ­ известную ­ зарплату, которую им сегодня в образовании платят? Шла. Но как­то без обычной безнадеги.

Кстати, с шутки по этому поводу начались районные состязания «Психолог года­2010». Симпатичная конкурсантка Алена Солдатченко из СШ № 16 села Дубовка (на снимке) вышла на сцену под музыку из фильма «Мэри Поппинс, до свиданья!», с зонтиком и со словами: «Это вам нужен педагог­психолог с маленьким жалованием? Разрешите представиться: я ­ Леди Совершенство!..»

Всего конкурсанток было три. Больше смелых пока не нашлось, а разнарядку в школы никто не спускал. В течение дня им пришлось участвовать в серьезных испытаниях ­ проводить открытые занятия с детьми Михайловской начальной школы № 24 и самоанализ этой работы, излагать свое кредо специалиста, писать творческое эссе. Прошли они и «психологический экстрим». Это когда в течение минуты нужно решить профессиональную задачку. Например: «Вы видите, что рядом с кабинетом директора школы какой­то мужчина дал ученику подзатыльник. Ваши действия?». Или: «На родительском собрании мама девятиклассницы, вашей подопечной, при всех говорит, что после занятий с вами ее дочь ведет себя еще хуже, чем раньше. Ваша реакция?».

Зал болел за всех. Строгое жюри, возглавляемое заместителем директора краевого центра реабилитации и коррекции Екатериной Поповой, в состав которого вошли вузовские ученые и психологи­практики, первое место присудило Алене Солдатченко. На втором ­ Мария Маслова (детский сад № 28 г. Михайловска), на третьем ­ Татьяна Костина из Михайловской СШ № 4.

«Леди Совершенство с маленьким жалованием»
Газета «Ставропольская правда»
2 апреля 2010 года