00:00, 25 марта 2010 года

Коллектив Ставропольского театра кукол полон оптимизма. Но здание театра рушится

Театр по–прежнему существует (если только это можно назвать существованием) в аварийном здании, и недавнее его посещение в очередной раз впечатлило: среди ободранных стен с зияющими рыхлым кирпичом «прогалинами» на почти сгнившем уже полу повсюду стоят ведра, тазы, и с потолка в них капает желтоватая водица… В небольших комнатках, где чудом и стараниями сотрудников кое–как поддерживается относительно сухой «климат», развешан реквизит, пылятся плотно уставленные рядами декорации, по соседству рабочие кабинеты со старенькими шкафами и облезлыми то ли от возраста, то ли от сырости креслами. Давно уже нет своей сцены, поскольку зал, расположенный на первом этаже, признан опасным и непригодным.

Вся работа труппы проходит в небольшом репетиционном помещении, темном и пропахшем застарелой пылью, бороться с которой просто невозможно. Не один уже год бываю здесь на предпремьерных просмотрах новых постановок, радуясь творческим находкам кукольников и одновременно ужасаясь «обстоятельствам действия». Впереди у театра большая дата – 75–летие, и никаких перспектив встретить юбилей в отремонтированном здании. Встречи со зрителем проходят по выходным дням в арендуемом зале ставропольского Дома офицеров, по будням – с выездом в школы и детские сады. Кочевой образ жизни стал печальной нормой. Печальной потому, что каждый раз приходится везти в небольшом автобусе все необходимое, потом пытаться приспособиться «на местности» с минимумом оборудования. И все это для того, чтобы ставропольская ребятня имела возможность хотя бы вот так увидеть чудо кукольного мира. Потому что нет у нас настоящего театра кукол – здания, достойного так называться, и не ведают наши дети, как это бывает: прийти в красивый светлый зал, сесть в уютные мягкие кресла, такие, чтобы удобно было всем, и мамам, и папам, чтобы перед спектаклем можно было посидеть в сказочном кафе и поесть сказочного мороженого, посетить кукольный музей (экспонатов для него за десятилетия накоплено немало). Да и вообще, какое это счастье – прийти в театр всей семьей…

Без оптимистичного взгляда на жизнь – несмотря ни на что – такого долго не выдержать. Кукольники давно уже доказали свою непревзойденную особенность: надо видеть, как отдают они себя любимому делу, как преданы театру и детям! Волшебным совершенно образом им чуждо уныние! На днях часть артистов побывала в Иваново на традиционном фестивале кукольных театров «Муравейник», с успехом показав одну из лучших своих работ – «Котенок на снегу».

– С ивановскими коллегами мы крепко дружим давно, как и со многими театрами нашей страны, государств СНГ, Прибалтики. Завидуем им, поскольку о своем фестивале не смеем и мечтать, – рассказывает заведующая литературной частью театра Ирина Темниханова. – Такие редкие выезды – как глоток свежего воздуха. Идет и профессиональное, и человеческое общение, смотрим, как работают другие и что мы на этом фоне из себя представляем. Знаете, у кукольников существует некнижное братство, самое настоящее, не только по творчеству, но и по жизни. У нас так: если приезжаешь в другой город и не знаешь, где остановиться, иди в театр кукол – будет и кров, и стол...

Правда, при этом с горечью приходится убеждаться, что условия жизни ставропольского театра самые безобразные. Вот полтора года назад эти ощущения довелось пережить в дни фестиваля «Каспийский берег» в Астрахани, куда съехались кукольники ближайших областей и республик. А здание тамошнего театра ничего, кроме восторга, и вызвать не могло. Неужели Астраханская или та же Ивановская область богаче Ставрополья? А может быть, там просто любят своих детей?

Впрочем, у ставропольских кукольников все же есть единомышленники: огромную моральную поддержку они чувствуют со стороны родителей своих юных зрителей, сложилась целая группа таких неравнодушных людей, которым небезразлична судьба уникального театра. Как правило, эти папы и мамы, бабушки и дедушки приводят своих малышей на спектакли каждый месяц, а то и чаще, не пропускают ни одной премьеры. Но они хорошо видят, насколько не приспособлен для этого «чужой» зал, вот и надумали написать письма президенту РФ и губернатору края. Причем текст сопроводили весьма наглядными картинками с натуры. Направили по соответствующим электронным адресам в конце 2009 года. Пока положительного никто ничего не обещает... Официально о начале ремонта здания театра говорилось еще год назад, теперь уже речь идет о 2011–м. Тем временем вот уже несколько месяцев как театр живет без главного режиссера, уехавшего в иные края. И понять его можно: девять лет назад он ехал в Ставрополь с надеждой на хорошие перспективы, но ничего не изменилось, если не сказать хуже. Сейчас коллектив делает ставку на разовые приглашения постановщиков со стороны, выращивая и своего в лице актрисы Натальи Ледовских, которая уже осуществила несколько неплохих постановок и совсем скоро получит диплом. Но вот надолго ли хватит терпения у молодежи? Например, у троих парней, пополнивших труппу после окончания краевого колледжа искусств… А ведь кадры стареют, и надо бы подумать о новом наборе на актерское отделение. Только какое будущее сможет обещать театр желанному пополнению?

Трудности испытывают не только актеры, в не лучшем положении все службы, в том числе находящиеся в отдельном здании постановочно–художественные мастерские, а там станки – токарный, деревообрабатывающий, материалы, машинки, там ютятся конструкторы.

При всем том работа не останавливается, даже сквозь кризис прошли с хорошими творческими находками. Детвора с удовольствием смотрит новый спектакль «Прыгающая принцесса» по пьесе чешского автора Дворского. Восстановлен, а фактически сделан заново несколько лет лежавший в запасниках «Лисенок–плут», пришлось готовить для него новые декорации, вводить других актеров, и делал это совсем другой режиссер. Сделали, потому как пьеса хороша и выросло новое поколение, ее не видевшее. Начата работа над постановкой не менее интересной «Буки», причем проходить она будет в игровой форме, с вовлечением в сказочные приключения самих зрителей! В процессе такого спектакля–игры сказку сопровождают не заметные детскому глазу, но чрезвычайно нужные познавательно–воспитательные детали. Кстати, наши кукольники большие мастера в этих вопросах, у них, например, богатый опыт постановок, направленных на усвоение детьми правил дорожного движения и пожарной безопасности… Но главное внимание, конечно, любимым сказкам. В ближайших планах – нестареющая «Дюймовочка» Андерсена.

Каждый сезон театр активно подтверждает свой статус краевого, много ездит по городам и районам, особенно весной и осенью. Это и однодневные выезды, и многодневные поездки, в частности, на восток края – гастроли фактически. Однако охватить все территории кукальникам не под силу, и, увы, есть уже места, где подрастают дети, не знающие, что такое театр кукол… А есть, наоборот, районы, с которыми налажена постоянная связь, в том числе с самодеятельными кружками. Им профессионалы оказывают бесценную и бескорыстную методическую помощь.

К слову, о бескорыстии кукольников стоит рассказать особо. Они не первый год регулярно выступают бесплатно в реабилитационных центрах и детских домах, приглашают оттуда ребят на свои спектакли в зал Дома офицеров, организуют для них конкурсы рисунков. Вот уже два года, как установили постоянное сотрудничество с отделением гематологии и онкологии краевой детской клиники, начинали с разовых контактов по праздникам, а теперь бывают там ежеквартально.

– Мы понимаем, как это нужно больным детям, – говорит Ирина Михайловна. – Как они бывают счастливы, эти ребятишки в больничных палатах! Они ведь там подолгу находятся, и для них такие встречи – событие, они тоже хотят сказку. Порой приходят в сопровождении мам прямо с капельницами. Смеются, галдят, радуются. И мы радуемся их радости... Помимо спектаклей, стараемся еще и гостинцы привезти, книги, альбомы для рисования, это уже благодаря спонсорам. Есть, слава богу, такие люди.

А вот для самого театра никак не найдется «доброго дяди»... И дело не только в актерской труппе, ее условиях, но – в детях... Думаю, не одну меня удивляет позиция властей, в частности, краевого центра. Глядя на растущие по всему Ставрополю многоэтажные «бизнес–центры», многие из которых пустуют годами, недоумеваешь: неужели нельзя «отломить» кусочек от этого изобилия ради детей. И сколько можно отгораживаться от насущной культурной потребности юного поколения рассуждениями о разграничении полномочий, о «суверенности» бюджетов края и города и т. п., словно речь идет о разных государствах… Нашлись же средства на реконструкцию железнодорожного вокзала, принимающего полтора поезда в сутки…

Ну а сами кукольники достойно встречают День работника культуры, как и День кукольника, и Международный день театра, все даты пришлись на одну неделю. Коллектив театра кукол по–прежнему – не нарочно – демонстрирует чудеса оптимизма. Наверное, потому, что чудеса – обязательный элемент их профессии…

«Бездомные оптимисты и Дюймовочка»
Газета «Ставропольская правда»
25 марта 2010 года