00:00, 24 марта 2010 года

Бенефис Татьяны Шабановой прошел в краевом театре оперетты в Пятигорске

Перед началом спектакля Татьяну Борисовну удалось «поймать» за кулисами – уже с огромным букетом от поклонников. Она призналась, что волнуется – не за себя, а за ребят, которым предстоит показать все, на что они способны. На вопрос, что ярче всего ее характеризует как личность, она улыбнулась и ответила: «Я – трудоголик».

...Маленькая Таня и не собиралась становиться балериной. Судьба решила этот вопрос за нее, когда в школу, где она училась, пришли преподаватели хореографического училища – искать таланты. Надо сказать, что балетная школа в Тбилиси, где жила Таня, всегда была очень сильна. На сцене Грузинского театра оперы и балета им. Палиашвили традиционно работали звезды мирового уровня. Девочка успешно прошла первый тур и уехала на лето в пионерлагерь. Но ее данные так впечатлили педагогов, что они решили принять Таню даже без прохождения второго тура. И жизнь потекла по совершенно неожиданному руслу...

Потом были годы служения Терпсихоре. Шабанова окончила ГИТИС, танцевала на лучших сценах Тбилиси и Еревана, работала со знаменитыми мастерами хореографии – Михаилом Лавровским, Александром Плисецким – братом блистательной Майи. Довелось ей танцевать на одной сцене с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым, легендарным Марисом Лиепой, участвовать в постановках великого хореографа Джорджа Баланчина – грузина по рождению, петербуржца по воспитанию и американца по месту жительства...

Но век артиста балета короток – это искусство молодых, которое требует полной отдачи, на пределе способностей и возможностей. Придя 15 лет назад на работу в Пятигорский театр музыкальной комедии, Татьяна Шабанова еще какое–то время танцевала, а потом перешла на должность балетмейстера. И открылся ее удивительный талант хореографа–постановщика и педагога. С ее легкой руки балетная труппа полностью обновилась, и школа хореографии в крае вышла на новый уровень: при поддержке министерства культуры СК на базе театра сначала было открыто хореографическое отделение при Ставропольском училище искусств, а затем – в Минераловодском музыкальном училище имени В. И. Сафонова. И сегодня практически вся балетная труппа театра – ученики Татьяны Борисовны.

Творчески переработав и «освежив» традиционные балетные сцены, Т. Шабанова попробовала ввести в канву некоторых спектаклей интермедии – небольшие танцевальные сценки между действиями. Такое новшество очень понравилось публике, но в то же время потребовало от балетной труппы совершенно иного уровня мастерства, в частности, более глубокого знания основ классической хореографии – сейчас танцовщики по четыре часа стоят у балетного станка, отрабатывая движения, не считая многочасовых основных репетиций.

И в день бенефиса оставалось только удивляться таланту и мастерству этих мальчиков и девочек, которые за два с небольшим часа сумели воплотить десятки образов и пластических рисунков, умело и красиво разговаривая с залом на самом древнем и универсальном языке – языке танца.

...Действие разворачивалось в неком театральном кафе, где весь персонал готовится к банкету в честь бенефиса главного хореографа. Звучали арии из любимых оперетт в исполнении ведущих солистов театра, но царствовал на сцене, конечно, балет. Вальс, румба, ча–ча–ча, сиртаки, полька, чардаш, танго – это далеко не полный перечень танцевальных стилей, в которых блистали артисты. Сложнейшие хореографические элементы и поддержки, артистизм, отличная пластика, оригинальные постановочные решения, отточенные позы – зрители не уставали рукоплескать и кричать «браво»!

Удивительно красивый, наполненный страстью и грустью вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» исполнили солисты балета, лауреаты II Международного конкурса артистов оперетты и мюзикла им. В. И. Курочкина Майя Загребельная и Максим Веснин. Эти великолепные танцовщики неизменно срывают самые бурные аплодисменты – им по плечу не только современные хореографические композиции, но и серьезная классика: во втором отделении они танцевали сольные партии в балетной сцене «Вальпургиева ночь» из оперы Ш. Гуно «Фауст». Очарователен был дуэт «Мечты любви» из оперетты И. Кальмана «Марица» в исполнении солистов балета Анастасии Брыльковой и Дмитрия Михалина. Очень оригинальным по сценическому и пластическому решению был танец из спектакля «Аленький цветочек» – в полумраке, подсвеченные «мистическим» светом, под звуки будто бы парящих в воздухе музыкальных инструментов, двигались в причудливом «призрачном» танце затейливые фигуры дворцовых статуй...

Кульминацией бенефиса стал момент, когда на сцену вышла сама виновница торжества – и не просто вышла, а выпорхнула в танце, словно и не главный балетмейстер, отмечающий 35–летие творческой деятельности, а юная балетная дива! Зал буквально взорвался овациями.

Новых творческих успехов пожелала Татьяне Шабановой заслуженный работник культуры РФ, директор театра Светлана Калинская. От всей души поздравили бенефициантку представители администрации города. Но, безусловно, самым главным подарком для Татьяны Шабановой стали ее ребята, которые были счастливы, потому что смогли достойно показать все самое лучшее, чему она их научила...

«Танец длиной в 35 лет»
Газета «Ставропольская правда»
24 марта 2010 года