00:00, 16 марта 2010 года

Жителей овощесовхоза «Тищенский» обманули и обездолили

Где тот инвестор?

«И увидел Господь, что велико развращение людей на земле».

Бытие, глава 6.

Овощесовхоз «Тищенский», что в Изобильненском районе, когда–то был очень известным предприятием. И на Ставрополье, и далеко за его пределами. Достаточно вспомнить, что едва ли не каждому современному руководителю или специалисту в крае, которым нынче от 30 до 50 лет, довелось в студенческие годы хотя бы разок поработать в селе Тищенском на уборке огурцов, томатов или лука. Местные овощи с поливных полей и консервы из них отправлялись затем по городам и весям «от Москвы до самых до окраин». Предприятие было рентабельным, многоотраслевым, процветающим. И таковым оставалось вплоть до лихих 90–х годов прошлого века.

Как известно, отечественный аграрный кризис больнее всего ударил именно по спецхозам. А окончательно их добил дикий российский рынок, выбросивший на прилавки огромное количество дешевого импортного продовольствия. (До сих пор на рынках и в магазинах продают в основном «витаминную» продукцию родом из Турции, Израиля, Египта, Азербайджана). Тогда же супердешевые заморские фрукты – овощи в консервированном и свежем виде, казалось, навека угробили и отечественные овощеводческие спецхозы, и связанные с ними перерабатывающие предприятия. Совхоз «Тищенский», преобразованный к тому времени в ОАО, не стал исключением. И все же предприятие хотя и худо–бедно, но держалось на плаву вплоть до 2004 года. До тех пор пока один из последних директоров, попав в крутую кредитную кабалу, предложил акционерам в качестве универсальной палочки–выручалочки «очень серьезного инвестора». Именно в этом качестве впервые появился в Тищенском житель Подмосковья Ное Автандилович Ревия.

Ветераны предприятия, участвовавшие в том собрании акционеров, вспоминают о первом явлении приезжего спасителя со смешанным чувством досады и... восхищения. Деловитым показался инвестор, пообещав в короткие сроки ликвидировать кредиторскую задолженность и все прочие долги, поднять урожайность на овощных плантациях и наладить в селе переработку выращенной продукции. И весьма красноречив был, намекая на свои немалые финансовые возможности и связи с крупным столичным капиталом. В общем, обещал поистине золотые горы. Правда, при одном непременном условии – контрольный пакет акций должен был достаться ему лично всего за четыре миллиона рублей. Остальным акционерам оставалось довольствоваться пакетом в 49 процентов. После голосования Н. Ревия поблагодарил своих новых земляков за доверие и приготовился получить в личное распоряжение сложную оросительную систему, производственные помещения, скот, технику стоимостью в сотни миллионов рублей.

Нынче ветераны предприятия, собравшиеся в библиотеке местного ДК на встречу с журналистом «СП», считают себя бессовестно обманутыми. Судите сами. В совхозе трудились около тысячи человек, нынче в ОАО осталось едва ли три–четыре десятка работников. В металлолом пошли поливальные установки, теплицы, холодильное оборудование на складах. В руинах гараж, фермы, мастерские... Главное – ни о каком овощеводстве теперь даже речи не идет. Новое руководство делает упор на подсолнечник и зерновые культуры. Земля эксплуатируется безбожно, о севооборотах даже говорить не приходится. При этом ОАО убыточно, по итогам прошлого года, например, сработало с минусом аж в 11 миллионов рублей. Для акционеров это означает, что никаких дивидендов им не видать. К тому же в этом сельхозпредприятии уже почти не осталось техники. Надежд на лучшее будущее у акционеров – тоже. В общем, почти как в том библейском ковчеге – замкнутое пространство, а вокруг безбрежный потоп. И хочется причалить хоть к какому–то берегу, и не получается, потому что за штурвалом – почти что Ной. И спросить не с кого, поскольку мало кто в Тищенском нынче знает, где же обитает основной акционер предприятия. В селе он теперь появляется крайне редко, наездами, оставляя вместо себя «рулить» исполнительных директоров.

После разговора с селянами я тоже попытался пообщаться хоть с кем–нибудь из руководства ОАО. Зашел в правление в самый разгар трудового дня. Постучал и подергал двери с надписями «приемная», «агрономы», «профком», «бухгалтерия» – заперты. Единственной живой душой оказалась главбух В. Нагорная. Разговаривала она весьма неохотно, на вопросы отвечать отказалась, сообщив, что ей неизвестно, где Н. Ревия в настоящее время и когда он приедет в очередной раз. Посоветовала обратиться к исполнительному директору М. Бекмурзову, который вроде бы должен появиться в правлении вечером. Я записал телефон. Потом звонил и вечером, и утром, и днем. Не отвечает.

Без доли

«Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолой внутри и снаружи».

Бытие, глава 7.

Жители села Тищенского сейчас считают себя не только обманутыми, но и обездоленными. И это – отдельная тема. К уже названному инвестору она на первых порах никакого отношения не имела. Как многим известно, земельная реформа в современной России началась в 1992 году с Указа первого президента РФ Б. Ельцина. В особом его пункте было подчеркнуто, что право на земельные доли работники специализированных хозяйств имеют, но без возможности выделения из общего клина. Потом федеральные власти это положение исправили. Отдав право решать земельные вопросы по каждому конкретному спецхозу местным властям. Однако потребовалось еще несколько лет, чтобы районные власти приняли, наконец–то, решение по «Тищенскому». Случилось это только в 2004 году, когда арбитражный суд Ставропольского края признал незаконным бездействие Изобильненской государственной администрации и обязал ее оформить надлежащим образом границы земельных участков и земель сельхозназначения.

В каждом судебном деле есть истцы и ответчики. В данном случае инициативу проявила группа акционеров во главе с Иваном Чечиным. Он взял на себя нелегкую долю представлять интересы бывших работников спецхоза в краевых и районных ведомствах, а также в судах. Сейчас уже Иван Алексеевич потерял счет судебным заседаниям, в которых ему довелось участвовать. Один только арбитражный суд Ставропольского края выносил решения по этому делу шесть раз, дважды разбирался с правами собственников земельных долей 16–й арбитражный апелляционный суд в Ессентуках, столько же – Изобильненский районный суд. Приходилось вникать в подробности этого дела и арбитражным судьям в Краснодаре и Москве. Некоторые процессы сопровождались пикетами, сходами и митингами жителей села. Некоторые судьи, объявив свои решения, всего через несколько дней выносили совершенно противоположные вердикты.

И не стоит объяснять, я думаю, что главным противником инициативной группы во всех этих разбирательствах выступало именно руководство ОАО «Тищенское». Понятно это, если учесть, что без земли все иное акционерное имущество, как и контрольный пакет акций, находящийся в руках Н. Ревия, – просто мертвый груз. Надо сказать, что он сам вместе с нанятыми юристами изрядно поднаторел в подаче исков и кассационных жалоб то к главе администрации района, то к управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии. Но тщетно. Финал этой судебной истории, казалось бы, наступил в сентябре прошлого года, когда суд принял однозначное решение о наделении тищенцев землей. И решение это вступило в законную силу.

До этого дня не дожили более 240 бывших работников некогда известного совхоза, имевших право на земельные доли. А оставшиеся в живых смогли наконец–то получить долгожданные «розовые свидетельства» землевладельцев. И снова было общее собрание. И на сей раз инвестор не вызывал никаких недобрых чувств и подозрений. Дело в том, что в роли основного претендента на земли бывшего овощесовхоза, разделенные на доли, выступало хорошо известное в районе ООО «Агросахар». А среди его руководителей у тищенцев есть немало земляков, некогда работавших в местном овощесовхозе. К тому же предприятие это уже арендует несколько тысяч гектаров пашни в Изобильненском районе. Арендует, говорят люди, по–честному, сполна расплачиваясь с землевладельцами не только зерном, сахаром, подсолнечным маслом, но и оказывая помощь в трудных жизненных ситуациях, к тому же вкладывает немалые деньги в сельскую социалку. В итоге более 700 человек на том собрании приняли решение сдать свои участки в аренду ООО «Агросахар».

Стычка на борозде

«И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день на горах Араратских».

Бытие, глава 8.

Руководитель «Агросахара» Н. Скляров не скрывает, что взятые перед местными землевладельцами обязательства серьезно осложнят финансовое положение его предприятия:

– Пока трудно предполагать, когда мы получим первую продукцию с этих полей. А об урожаях даже загадывать не буду. Прежние пользователи землю запустили и истощили. На некоторых участках не только сорняки, даже деревья вырасти успели, сейчас наша главная задача – привести пашню в порядок. А дальше – посмотрим.

Тем не менее он еще раз подтвердил, что все данные жителям Тищенского обещания его предприятие выполнит. А в их числе, например, ремонт дорог, вспашка огородов, выделение специального участка под выращивание овощей для собственников земельных долей... И еще очень немаловажный нюанс – создание новых рабочих мест. В селе ведь их почти не осталось. Сейчас 724 дольщика сдали свою землю в аренду ООО «Агросахар» на 10 лет. Соответствующий договор согласно действующему законодательству в начале нынешнего года зарегистрирован в Изобильненском отделе Управления федеральной службы регистрации кадастра и картографии по СК.

И новые арендаторы выехали в период «февральских окон» на работу. 25 февраля совершенно неожиданно они заметили, как по их земле ползет чей–то трактор. Впрочем, нетрудно было выяснить, чей. Хотя механизатор за штурвалом этого «Кировца» оказался не местным жителем, он сразу же подтвердил, что получил наряд на работу от руководства ОАО «Тищенское». С незаконной вспашкой пришлось разбираться при помощи милиции и руководителей этого предприятия. Разбирательства снимались на видеокамеру. Я видел эту запись и могу подтвердить, что дело едва не дошло до рукоприкладства. Причем агрессивнее всех вел себя именно исполнительный директор ОАО. А потом весть о попытке самозахвата молнией разнеслась по селу, и на поле примчались дольщики. Они тоже высказали под видеокамеру все, что думают об этом. Озвучу лишь главный из прозвучавших вопросов: должно ли наше государство защищать права собственников, получивших государственные свидетельства о регистрации своих прав на землю? Адресовали его тищенцы губернатору, главному федеральному инспектору по краю, судьям и представителям правоохранительных органов.

Тот же вопрос они задавали и мне. Ответил утвердительно. Хотя и понимаю сейчас, что пока есть веские основания сомневаться в способности органов власти однозначно и принципиально решать вопросы, когда дело касается чьей–то частной собственности. Тут ведь, в Тищенском, вот еще какой парадокс нарисовался. Налоговая инспекция уже прислала новым землевладельцам уведомления о необходимости заплатить налог за свои участки. Хотя ни воспользоваться своим правом на землю, ни получить с нее хоть какой–то доход они еще не успели. Да и получат ли? Ведь пахать их землю по–прежнему намерен «чужой дядя». Потом обратился за комментарием к начальнику управления сельского хозяйства Изобильненского муниципального района И. Симоненко. Он тоже недоумевает по этому поводу. Но заверил, что позиция районных властей – соблюдать права только законных землевладельцев и арендаторов; а нынешние руководители ОАО «Тищенское» уже достаточно дискредитировали себя: пора бы им угомониться и не мешать людям, сделавшим свой выбор, распоряжаться имуществом.

И как бы мне этого ни хотелось, остается завершить статью отнюдь не на оптимистической ноте. Н. Ревия недавно подал очередной иск. На сей раз к Изобильненскому межрайонному отделу Управления федеральной регистрационной службы по СК. По его мнению, регистраторы незаконно оформили права дольщиков на землю. Дело принято к рассмотрению арбитражным судом Ставропольского края, пока прошло лишь предварительное слушание. Будем следить за процессом.

«Ноев ковчег»
Газета «Ставропольская правда»
16 марта 2010 года