00:00, 13 марта 2010 года

Предприниматели не могут выкупать арендуемые помещения у государства

За двумя зайцами

На Ставрополье в прошлом году принят закон, разрешающий предпринимателям выкупать муниципальную и краевую собственность, находящуюся у них в аренде более трех лет, без ограничения площадей с рассрочкой на пять лет.

Сделано это было по нескольким причинам. В том числе потому, что во всех экономически развитых странах малый и средний бизнес – самая внушительная социальная прослойка и основа финансового, внутриполитического и всего остального благополучия. Которую надо растить и поддерживать всеми силами. К тому же власть, в том числе муниципальная, не всегда успешный собственник. И в ряду оптимальных мер по сохранению недвижимости ­ сдача ее в аренду.

В общем, названный закон, по идее, должен был убить сразу двух зайцев. Но, как это часто у нас бывает, не на тех зайцев нарвался...

По информации краевого минэкономразвития, заявки на приобретение арендуемых помещений в собственность на Ставрополье подали всего 82 субъекта предпринимательства. И это при том, что в крае работают более 112 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. Что же это, бизнесмены счастья своего не понимают, что ли? Государство такой реверанс в их сторону делает…

Оказывается, не в том дело, что предприниматели не хотят выкупить помещения своих магазинчиков, парикмахерских и ателье. Ответ другой. И не новый, к сожалению. В игру вступает та самая третья непреодолимая сила – наша родная отечественная бюрократия, где­то питаемая коррупцией, где­то излишней осторожностью и боязнью провиниться перед вышестоящими и проверяющими органами, где­то просто некомпетентностью.

Договор «с секретом»

Жительница Солнечнодольска Надежда Чернова 11 лет арендует у муниципалитета площадь в 48 квадратных метров под ателье и магазин тканей и фурнитуры. Бизнес небольшой, но обеспечивает три рабочих места и налоги в муниципальную казну. Естественно, ремонт Н. Чернова сделала, все годы поддерживала помещение в надлежащем порядке.

И вот решила бизнес­вумен воспользоваться правом, данным ей государством. Да скоро только сказка сказывается... Ответили ей отказом, так как, по мнению чиновников, данное помещение под действие вышеназванного закона не подпадает. Как пояснил корреспонденту «СП» глава администрации поселка Александр Калачев, отказано предпринимателю было на основании того, что распоряжение муниципальным имуществом в Солнечнодольске относится к полномочиям совета депутатов поселения и без его разрешения исполнительная власть недвижимость продавать не вправе.

­ Прежде чем реализовать собственность муниципалитета, за год мы должны его внести в план приватизации, – пояснил мой собеседник. ­ Так как это помещение мы продавать не собирались, в план оно внесено не было. Я его продам, а потом ко мне контрольно­ревизионное управление придет и спросит: на каком основании нерационально использовал муниципальную собственность? Потому я посоветовал предпринимателю обратиться в суд, чтобы на основании его решения действовать, и в случае служебных проверок я мог бы это решение в качестве основания для своих действий предъявить ревизорам.

Но... и судебное решение с мертвой точки дело не сдвинуло. Прежде чем что­то продавать, нужно определить его стоимость. Этим должен в соответствии с действующим законодательством заниматься независимый оценщик. Нанятое администрацией ООО «Деловой партнер» определило цену небольшого нежилого помещения на первом этаже в более чем миллион рублей.

­ У нас двухкомнатные квартиры с хорошим ремонтом дешевле продают. Цена как минимум на треть завышена, – посетовала по этому поводу Надежда Чернова.

Причем Чернова и ее сотрудники уверены: представитель ООО на место не выезжал, а оценку произвел заочно, более того, к отчету о проделанной работе приложил фотографии совершенно другого помещения. В самом же документе черным по белому значится: «ООО «Деловой партнер» не проводил аудиторскую и иную финансовую проверку предоставленной «Заказчиком» (то есть солнечнодольской администрацией. ­ Н.Т.) информации, используемой в настоящем отчете, поэтому не принимает на себя ответственность за надежность и достоверность информации».

Получается, оценить оценили, а ответственности не несут? Так ведь и глава администрации по закону, поручив работу фирме,тоже за результат не отвечает.

­ Я, честно говоря, сам не ожидал, что они столько насчитают, – разводит руками глава муниципалитета. ­ Но если предприниматель не согласна с такой оценкой, дорого ей кажется, пусть идет в суд и там с оценщиком разбирается. Мы другого оценщика нанимать за деньги муниципалитета и второй раз оценивать один и тот же объект не имеем права.

Предприниматель решила на «Делового партнера» в суд не подавать. Действие закона, дающего ей право первоочередного приобретения арендуемого помещения ателье, лимитировано по срокам и заканчивается уже первого июля, а судебное разбирательство может затянуться. Чернова попросила администрацию подготовить договор купли­продажи, получив который на руки, еще раз горько пожалела о своем решении. Согласно договору ей предписывалось первым траншем внести сумму в размере 30 процентов стоимости помещения, остальное выплатить в течение трех лет. В то время как краевой закон позволяет предпринимательнице самостоятельно выбрать длительность рассрочки, максимум которой определен в пять лет. Кстати, в постановлении правительства РФ № 961, на которое ссылается глава администрации Солнечнодольска, понуждая Чернову внести первый платеж в размере 30 процентов от назначенной суммы, подобной нормы не содержится.

Дела бумажные

Далее путь Надежды Васильевны лежал в Общественную приемную председателя партии «Единая Россия» В. Путина. Здесь ее жалобу рассмотрели, решили поддержать предпринимателя. Да и депутаты ГДСК очень удивились «солнечнодольской» трактовке принятого ими законодательного акта и запросили в администрации все имеющиеся по этому делу документы с условием приостановить действие договора купли–продажи. Ведь если этот документ с указанной в нем датой не подписать в течение месяца, предприниматель потеряет право на выкуп.

Муниципалитет, однако, приостанавливать ничего не стал, но трехлетний график выплат, прилагаемый к договору, заменил на пятилетний, равномерно распределив всю сумму по месяцам. Однако в самом договоре пункт о 30­процентном первоначальном взносе остался, как и рассрочка, в три года...

­ Я не стала подписывать такой договор, который расходится с тем, что написано в прилагаемых к нему документах, ­ объясняет Чернова. ­ Да, кроме того, в нем ничего не сказано о том, кто оплачивает НДС. Хотя по закону этот налог должен оплатить муниципалитет. Обратилась в администрацию с просьбой переписать договор, а мне сказали, что я сначала должна акт несоответствия составить. Составила, принесла, но... оказалось, что по закону администрация вправе его рассмотреть в течение 10 дней… В общем, пока думку думали, срок подписания договора истек.

­ У предпринимателя был целый месяц, чтобы подать акт несоответствия. Но она это сделала, когда месяц уже к концу подошел, – объясняет свои действия Александр Калачев. ­ В этом нет нашей вины. Предпринимательнице надо было вначале тщательнее закон изучить, а потом уже браться за приватизацию. Мы же действовали в рамках законодательства, и то, что сроки истекли, не наша вина.

Прокомментировать ситуацию я попросила депутата ГДСК Александра Сысоева, на рассмотрение к которому попала жалоба Черновой.

­ Это пример прямого противодействия закону, ­ считает он. ­ Если бы глава администрации заблуждался в трактовке тех законодательных актов, на которые он якобы опирался, творя произвол, то после нашего с ним разговора и консультаций свои ошибки нашел бы и признал. Но он продолжает гнуть свою линию, ссылаясь на те законы, которые к данному случаю вообще никакого отношения не имеют. Я считаю, что эта ситуация ­ повод для прокурорской проверки, и со стороны ГДСК соответствующий депутатский запрос прокурору края уже направлен.

По словам парламентария, на Ставрополье сложилась странная ситуация, когда закон исполняется (или не исполняется) в зависимости от воли главы муниципалитета.

­ Всего несколько муниципалитетов обеспечили возможность малому бизнесу воспользоваться своим приоритетным правом,– сокрушается А.Сысоев. ­ Не могу сказать, что там все гладко и никаких затруднений у предпринимателей не возникает, но власть старается людям в этом вопросе помочь. В Солнечнодольске же нет ни одного выкупленного в рамках данного закона помещения...

Сильна, видать, непреодолимая сила.

«Непреодолимая сила»
Газета «Ставропольская правда»
13 марта 2010 года