00:00, 12 марта 2010 года

Северный Кавказ появился благодаря указу императора Александра Второго 150 лет назад

Часть третья.

ОТ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРОВ ДО РЕСПУБЛИК

С начала 80–х гг. XIX века правительство окончательно взяло курс на унификацию и русификацию системы управления в национальных окраинах. На Северном Кавказе в связи с изменением этнического состава населения основные административные функции были переданы казачьему начальству. С 1883 года, после упразднения кавказского наместничества, население северокавказского региона стало подчиняться главноначальствующему гражданской частью на Кавказе с весьма ограниченными полномочиями, соответствующими статусу чиновника министерства внутренних дел Российской империи. Одновременно он являлся командующим войсками округа и наказным атаманом казачьего войска. При главноначальствующем был образован Совет, в состав которого вошли, кроме прочего, члены министерств: внутренних дел, финансов и государственных имуществ; председатель Тифлисской судебной палаты и другие. Совет имел совещательные, административные и инспекторские функции.

С 1888 года управление территориями и народами северокавказского региона передавалось командующему войсками Кавказского военного округа, а на местах – в Кубанской и Терской областях – атаманам казачьих войск, которым были присвоены права генерал–губернаторов.

Но такая форма управления показала свою полную несостоятельность. В связи с этим в начале ХХ века было принято решение восстановить кавказское наместничество. Наместником стал Илларион Иванович Воронцов–Дашков (1905–1915), главной задачей которого стало «безотлагательное водворение на Кавказе спокойствия». Наместник стал проводить на Кавказе политику «кнута и пряника». Несмотря на введение в регионе чрезвычайного положения (1907 г.), что было в большей степени связано с предреволюционными событиями в России, были предприняты и шаги для привлечения на сторону власти верхушки кавказских народов и местного духовенства. На государственную службу широко привлекались представители коренного населения. Одновременно в регионе форсируется создание органов земского самоуправления, чтобы «дать выход накопившейся общественной энергии».

Одними из основных элементов политики России на Кавказе в этот момент стали: колонизация пустующих и неосвоенных земель переселенцами из русских губерний; поддержка национального русского и местного капитала в национальных окраинах; создание путей сообщения и связи; введение органов местного самоуправления; включение коренных народов региона в общеимперскую политическую систему как по линии военной и гражданской бюрократии, так и по линии участия в выборах национальных законодательных и иных представительных учреждений; усиление капиталовложений в окраинные земли с целью их скорейшего развития и теснейшего взаимодействия с центральными областями России.

Экономический подъем 1909–1913 гг. благотворно сказался на территории Кавказа. Основная масса капитала направлялась в нефтяную промышленность как наиболее прибыльную. Считая эту отрасль одной из базовых в экономике России, наместник своей властью ввел элементы государственного регулирования в деле распределения и эксплуатации нефтяных участков, перевозки сырой нефти. В правительстве, Государственной Думе и Государственном Совете И.И. Воронцов–Дашков лоббировал свой законопроект в противовес подготовленному в 1912 году Министерством торговли и промышленности закону о сдаче казенных нефтеносных земель в разработку по договорам.

За годы существования наместничества на территории Кавказа значительно увеличилась протяженность грунтовых и шоссейных дорог. Было построено 1652 версты железных дорог, из них 986 верст с участием частного капитала. В это же время активно осуществлялась переселенческая политика: в 1905–1912 гг. было образовано 123 переселенческих поселка; разработан проект доведения числа переселенцев до 100 тыс. человек, на который наместничеству было выделено 4,5 млн. руб. Были проведены другие важнейшие преобразования в области культуры, образования, военной политики. Революционные события 1917 г. не дали довести все эти преобразования до логического конца.

После октябрьских событий 1917 г. в феврале–мае 1918 года в северокавказском регионе были образованы Кубано–Черноморская и Терская автономные республики, просуществовавшие до белогвардейского наступления 1918 года.

В 1921 г. были образованы Горская и Дагестанская автономные национальные республики. Горская республика делилась на 6 административных округов: Чеченский, Ингушский, Осетинский, Кабардинский, Балкарский, Карачаевский. При этом Владикавказ и Грозный с нефтяными промыслами выделялись в самостоятельные единицы наряду с округами. Декретом ВЦИК РСФСР от 1 сентября 1921 г. Кабардинский округ был выделен из состава Горской АССР и преобразован в Кабардинскую автономную область, а 16 января 1922 г. новым декретом ВЦИК была образована объединенная Кабардино–Балкарская автономная область, для чего из состава Горской республики была выделена территория, занимаемая балкарцами.

12 января 1922 г. постановлением ВЦИК РСФСР создана Карачаево–Черкесская автономная область, объединившая территории проживания карачаевцев, черкесов и шести казачьих станиц. Просуществовала она недолго – до 26 апреля 1926 г., когда очередным постановлением ВЦИК была разделена на три единицы: Карачаевскую автономную область, Черкесский национальный округ и Баталпашинский район с присоединением последнего к Армавирскому округу.

30 ноября 1922 г. из Горской АССР был выделен Чеченский округ, преобразованный в автономную область.

7 июля 1924 г. Декретом ВЦИК РСФСР Горская республика упразднена, из нее вы–членены по национальному признаку две автономные области – Северная Осетия и Ингушетия, автономная административная единица – Сунженский отдел и г. Владикавказ, ставший общим административным центром для Северо–Осетинской и Ингушской автономных областей.

На первый взгляд такое частое территориальное дробление не совсем понятно. Однако здесь нужно учитывать остроту земельного вопроса, который повлек за собой столкновения между различными этническими группами населения, даже в пределах одного народа, и казачьим населением: станицы насильно переселялись в другие округа. Последовательно происходившее переселение чеченцев, ингушей, осетин, карачаевцев и других народов из горной полосы в низины не смогло решить проблему. Все это и обусловило распад Горской республики как многонациональной автономии горцев и переход к автономии отдельных народов.

В феврале 1924 года в регионе была создана новая административно–территориальная единица РСФСР – Юго–Восточная область (впоследствии переименованная в Северо–Кавказский край), вобравшая в себя все расположенные в ее границах автономии. 26 января 1925 г. был принят Декрет ВЦИК РСФСР «О введении в действие Положения о Северо–Кавказском крае», в соответствии с которым он был разделен на одиннадцать округов: Донской, Донецкий, Морозовский, Сальский, Кубанский, Армавирский, Майкопский, Черноморский, Ставропольский, Терский, Грозненский (город на правах округа) – и четырех автономных национальных областей: Кабардино–Балкарской, Карачаево–Черкесской, Адыгейской (Черкесской) и Чеченской. Центром был определен г. Ростов–на–Дону.

В дальнейшем, 10 января 1934 г., Северо–Кавказский край был разделен на Азово–Черноморский край и Северо–Кавказский край с центром в Пятигорске; в состав последнего вошли и территории, населенные горскими народами: Дагестанская АССР; Кабардино–Балкарская, Карачаевская, Северо–Осетинская, Черкесская и Чечено–Ингушская автономные области. В состав Азово–Черноморского края вошли Адыгейская автономная область, Северная область и территории, входившие в состав бывшей Кубанской области.

Принятие Конституции 1936 г. повлекло за собой изменения в статусе некоторых северокавказских административно–территориальных образований: Кабардино–Балкарская, Северо–Осетинская и Чечено–Ингушская автономные области стали автономными республиками. Они и Дагестан были выведены из состава Северо–Кавказского края. Адыгейская автономная область вошла в состав Краснодарского края, Карачаево–Черкесская – в состав Ставропольского.

В 1940–1950–е гг., после депортации в 1941–1944 гг. балкарцев, чеченцев, ингушей, карачаевцев, греков, калмыков и других народов, была упразднена Чечено–Ингушская автономная республика, ликвидирована автономия карачаевского и балкарского народов, переименованы национальные районы краев и областей Северного Кавказа: немцев, греков, калмыков. Только во второй половине 1950–х гг., после возвращения депортированных народов в места своего исторического расселения, была восстановлена Чечено–Ингушская автономная республика, Кабардинская АССР преобразована в Кабардино–Балкарскую автономную республику, Черкесская автономная область – в Карачаево–Черкесскую АО.

12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, а в 1990–1991 гг. почти во всех автономиях Северного Кавказа были приняты свои Декларации. В последующем (1993–1995 гг.) бывшие северокавказские автономии стали республиками.

Лариса Свечникова. Доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой Ставропольского кооперативного института.

Специально для «СП».

(Окончание. Начало в «СП» за 26 февраля и 5 марта 2010 г.).

Лариса СВЕЧНИКОВА
«Указу императора – 150 лет»
Газета «Ставропольская правда»
12 марта 2010 года