00:00, 11 марта 2010 года

Элитарный салон для любителей искусства есть в Ипатово

Начиналось все чуть ли не со скандала. Пессимисты возмущались: ну какой в глубинке может быть элитарный салон? А энтузиасты во главе с директором центра Людмилой Беляевой вопреки усмешкам чиновников тех лет изучали историю создания московских творческих собраний, в частности, салонов Елагиных, поэтессы Каролины Павловой, княгини Зинаиды Волконской, дочери Кутузова Елизаветы Хитрово, литератора Владимира Сологуба, историю французских и авангардистских салонов. Для нового дела нашлись не только критики. Гораздо больше было родственных душ, и они помогали во всем – это библиотекари, педагоги дополнительного образования. Но самый ценный опыт был у главы поселка Винодельненского Таисии Хаировой – она сельскую интеллигенцию давно уже собрала в клуб «Кому за …».

В результате за основу были избраны традиции Елагинского салона, люди стали приходить в него, чтобы познакомиться, побеседовать, укрепиться в любви к литературным и научным знаниям. Говорят, что если просто общаться – можно получить хорошие результаты, а если общаться с умом – можно творить чудеса. Все эти десять лет в салоне и происходят настоящие чудеса. С нескрываемой радостью и гордостью рассказывают мне историю Валентины Алексеевны и Петра Васильевича Колесниковых. В юности они были влюблены друг в друга, но жизнь развела их по разным дорогам, потом оба остались одиноки, и вдруг – встреча. Вновь вспыхнули чувства, которые они выражали букетиками цветов, стихами и романсами – все это происходило в центре.

Немало счастливых и волнительных моментов пережили участники салона, когда проводили свои встречи. А посвящались они самым разнообразным темам: жития святых, биографии выдающихся людей России, история славянской письменности, творчество русских поэтов и композиторов. Кроме великих и знаменитых, ипатовцы обращали свой взор и на «пророков в своем отечестве», приглашали к себе интересных и увлеченных интересным делом земляков – рукодельников, художников, поэтов. Были у них в гостях артист Ставропольской филармонии Дмитрий Горбачев, артист Ставропольского академического театра драмы Александр Ростов и обещал приехать еще. Творческие подъемы в работе салона связаны с приходом в его актив преподавателя философии Надежды Ананьиной, учителя Елены Радченко, поэта и романтика Петра Лукашевича, музыканта Натальи Шейкиной, исполнителя романсов Павла Крицкого… Иных из них уж нет в живых, но память осталась – в их талантливых делах.

Здесь же произошло знакомство с творчеством местной поэтессы Елены Сологуб, человеком редкой душевной стойкости, невероятно обаятельной женщиной. Сейчас в багаже Елены уже два поэтических сборника, и сама она – настоящий авторитет для начинающих авторов. Местный композитор Владимир Курилов, очарованный ее стихами, не раз уходил домой с новой мелодией в сердце – так появилось на свет пять их совместных песен, которые теперь без шпаргалки распевает все интеллигентное сообщество центра социального обслуживания населения.

Не остались собравшиеся без баяна и песен и на этот раз. Порадовали музыкальными талантами воспитанники детской музыкальной школы, а также директор городского Дома культуры Николай Чепуров, саксофонист Дмитрий Кравченко.

Весь день звучали воспоминания о том, как салон подружил людей, как ездили они по колхозам, поселкам, «будили» озябшие души, как все вместе выбирались в Ставрополь, в театр. Вспомнили паренька Дмитрия, проходившего срочную службу в местной воинской части. Ему завтра уже на «дембель», а он до ночи пел в их салоне под гитару, и общество пожилых людей не было для него скучным. А однажды на встречу – кажется, это был День матери – пришло более сотни человек, но в зале не было столько мест. Поэтому пели, читали стихи прямо на улице, а затем вальсировали на асфальтовом пятачке. На праздник Крещения в центр всегда приходит местный священник и освящает для них воду.

На юбилее случилось еще одно священнодействие – Анне Филипповне Баранниковой сын привез из Иерусалима свечу. Она принесла ее сюда, к своим друзьям, поставила перед образами, и каждый, глядя на огонек, мысленно молился о своем.

Изюминкой праздника стала русская народная песня «Над полями, да над чистыми» в исполнении Марии Максаковой, которую мы услышали благодаря старому, еще довоенному патефону и грампластинке – 1936 (!) года выпуска. Такой экскурс во времени члены салона позволяют себе нечасто, только в особо торжественных случаях: игла на инструменте очень старая, и заменить ее в случае чего будет нечем…

«Пока горит свеча…»
Газета «Ставропольская правда»
11 марта 2010 года