00:00, 11 марта 2010 года

Елена Солоха борется с социальным сиротством в Апанасенковском районе

Сейчас в детском доме живут более 40 мальчишек и девчонок, а всего за это время здесь побывали более 120 ребятишек. Трудно поверить, но большинство из них нашли свое счастье ­ либо родители одумались, либо нашлись опекуны и приемные семьи. Все, кому приходится встречаться с воспитанниками, отмечают: это очень домашние дети, даже не верится, что они воспитываются в казенном учреждении. Ребята ходят в спортивные секции, музыкальную и художественную школы, а если доведется кому­то попасть в больницу, в палате будет тесно от проведывающих. В детдоме часто проходят интересные мероприятия, здесь частые гости ­ ученики воскресной школы из села Манычского. Нет здесь ни побегов, ни правонарушений. На выходные можно пойти в гости ­ чаще всего приглашают сотрудники детдома и одноклассники. Кстати, именно это может явиться первым шагом к оформлению опеки. Шансом обрести семью может стать и увлечение ­ к примеру, один паренек ходил в кружок в Дом культуры, танцевал брейк, теперь он живет в семье сотрудницы ДК, где обрел не только родителей, но и брата. Сейчас мальчишки заканчивают школу.

Но подружиться с какой­либо семьей ­ этого, оказывается, мало. Жили в детдоме два брата, подростки ­ веселые, общительные, друзей полно. Находились желающие оформить над ними опеку, но мальчишки ни в какую: «Из детдома не уйдем!». А потом поехали они на лето в лагерь в Ипатовский район. Возвращаются счастливые:

­ У нас теперь есть родители, мы останемся с ними!

Позднее они приезжали в гости ­ наверное, очень хотелось похвастаться своей новой мамой. Хотя чаще всего дети, обретя семейный очаг, стараются забыть о прошлом. А те, кто еще только ждет своей «очереди на счастье», рассказывают сказки о своей прошлой жизни: о красивых маминых платьях, румяных пирогах… Хотя какие там наряды и пироги, если и хлеб­то в таких домах не каждый день на столе, зато пьяное веселье ­ день и ночь. Одних родители сами сдают в государственные учреждения, других изымает у них власть ­ из­за жестокого обращения. Дети живут порой даже в собачьих будках, большинство не знают вкуса конфет и не подозревают о существовании игрушек.

Когда четыре года назад Елена Геннадьевна только начинала свою директорскую карьеру, она боялась, что люди, лишенные родительских прав, будут стоять под окнами детдома, скандалить и требовать своих детей обратно.

­ А оказывается, никто и не скандалит, не требует, ­ с сожалением говорит она. ­ Эти люди просто вычеркивают своих детей из жизни, перекладывая все заботы на государство.

Одна такая горе­мамаша добровольно отказалась от троих детей, в том числе и от грудного, а через год, когда сотрудники детдома пытались ее вразумить, на руках у нее опять был новорожденный. Ни о каких прежних детях она и слышать не хотела:

­ Если мне нужно будет, я еще рожу, а этих оставьте себе!

Часто малыши попадают в больницу с травмами ­ после пьяных «воспитательных мер». Одну трехлетнюю девочку зимой родители вывезли на озеро и оставили там ­ в надежде, что замерзнет. Немало потом чужим людям пришлось постараться, чтобы наконец оттаяло ее израненное сердечко. С такими родителям, конечно, сложно беседовать о любви и милосердии.

Еще история ­ предмет гордости каждого, кто к ней причастен. Так получилось, что на попечении одной женщины оказались сначала внуки, а потом и правнук ­ он в два года остался без матери, которая бесследно исчезла. Бабушка как могла ухаживала за ним, пока позволяло здоровье. Но потом мальчик все же оказался в детдоме ­ здесь он прожил два года, и все это время ­ один или с воспитателем ­ навещал бабушку, заботился о ней. Говорят, показал себя не по годам серьезным и ответственным человечком: не был ни ябедой, ни подхалимом. Находились желающие забрать мальчика в семью, но специалисты детдома задались, казалось, недостижимой целью: сначала разыскать его маму. Никто в Дивном не верил, что это у них получится (после восьми­то лет безмолвия) ­ а ведь разыскали!

­ Я не могу осуждать его мать, одному богу ведомо, через какие испытания ей пришлось пройти, ­ говорит Елена Геннадьевна. ­ Главное, что после нашего телефонного разговора она приехала из Чехии к своему сыну, хотя это наверняка не понравилось ее работодателю.

Более того, судьбе было угодно послать им еще одно испытание: пока мать была в дороге, сын заболел. Несколько недель она трогательно ухаживала за своим вновь обретенным ребенком. Уехали они вместе, вот уже полтора года мальчик радует работников детдома своими звонками, у него все хорошо, усиленно осваивает чешский язык, а на русском говорит уже с акцентом.

…В конце прошлого года детский дом принял участие во Всероссийском конкурсе на лучший региональный опыт по профилактике социального сиротства, его проводили Министерство образования и науки РФ и национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. В результате ­ второе место! Директор детдома Елена Солоха как победитель конкурса приняла участие в состоявшейся в Москве международной конференции по вопросам использования современных технологий в профилактике социального сиротства. В Дивное она вернулась с дипломом и призом ­ цифровой видеокамерой.

Но столь высокая оценка труда коллектива ­ вовсе не повод для того, чтобы вздохнуть с облегчением. Вот на днях поступили двое малышей, братья Олег и Саша ­ совсем еще маленькие, и, вполне возможно, в их памяти сотрется та жизнь, что была у них до детдома. Елена Геннадьевна знает, что долго они здесь не задержатся ­ в таком возрасте чаще всего находятся усыновители, тем более малыши такие хорошенькие и очень смышленые. Но самую главную работу ­ вернуть доверие к взрослым людям ­ предстоит выполнить именно работникам детдома и именно сейчас…

«В очереди на счастье»
Газета «Ставропольская правда»
11 марта 2010 года