Дело государственной важности

Странно, конечно, но «русская классика», которой мы так гордимся, появилась только в 1937 году. Конечно, стихи и поэмы, романсы и рассказы, занесенные потом в школьную программу по литературе, уже существовали, но классикой были не они, а римские и греческие авторы, языки которых, кстати, до сих пор именуются «классическими». Еще в 1907 году философ и публицист В. Розанов сокрушался по поводу того, что в русских гимназиях не изучают и не читают Пушкина. А что уж тогда говорить о Толстом, Чехове, Бунине?! В те времена они были просто «текущей литературой».

Все началось 9 февраля 1937 года, в день столетия со дня гибели А. С. Пушкина. Размах памятных мероприятий, связанных с этой датой, сейчас даже трудно себе представить. В один день в тысячах советских городов и сел появились улицы и площади имени Пушкина, повсюду прошли конференции, чтения, фестивали. Миллионными тиражами вышли основные произведения поэта. В каком-то смысле это было «воскрешение Пушкина» и вместе с ним и всей нашей литературы XIX столетия. То, что это событие пришлось на период репрессий и чисток, заставляет еще раз задуматься о самых непростых, неоднозначных, героически-трагических стыках нашей истории. Был ли здесь только умысел хитрого Сталина? Едва ли. Но и в случайные совпадения тоже как-то не очень верится.

В любом случае с этого дня пропаганда русского классического художественного наследия становится делом государственной важности. Как много позже заметил профессор А. Панарин, «поколение победителей» в Великой Отечественной войне было воспитано не столько классиками марксизма-ленинизма, сколько классиками русской литературы».

В 30-40-е годы в нашей стране был выделен тот слой национальной культуры, который можно обозначить термином «государственнообразующий». У каждой зрелой и значительной нации такой слой культуры непременно имеется, бережно сохраняется и весьма интенсивно пропагандируется. У немцев это классическая музыка и философия, у французов - их «дымчатый» импрессионизм и грассирующий шансон, у американцев - Голливуд и джаз. Испанцы в год юбилея Сервантеса наделили практически каждого испаноговорящего жителя планеты (350 миллионов!) бесплатным, добротно изданным двухтомником «Дон Кихота». Нет китайской семьи, где на книжной полке не стояли бы «Изречения» Конфуция и «Цитатник» председателя Мао. Как ни соблазнителен глобализм, но все мы хотим остаться самими собой. И нет лучшего союзника в этой борьбе за национальное выживание, чем ответственная классика.

Вот, собственно, почему приятно было в чеховские дни видеть по телевизору президента Медведева не в очередном бессмысленном «давосе», а в старинном русском Таганроге, где 150 лет назад родился «дражайший наш Антон Палыч».

Сколько помню, столько слышу, что в нашей школе литературу преподают «бездарно, скучно, неталантливо». Ерунда! Преподавание русской классики в школе всегда напоминало и будет напоминать евангельскую притчу о сеятеле: «Вот вышел сеятель сеять, и когда он сеял, иное зерно упало при дороге, а иное на места каменистые, а иное на добрую землю»... Главное, чтобы СЕЯТЕЛЬ был.

Не так давно, едучи в маршрутке, застряла в пробке. Сидим, скучаем - незнакомые друг другу люди, случайные попутчики. А рядом на тротуаре моложавый полковник втолковывает что-то двум неловким, стоящим перед ним по стойке «вольно» (одно колено опущено) солдатикам. Ребята, видно, не из наших мест и впервые вышли в увольнение на улицы славного города Ставрополя. Полковник говорит им что-то дружелюбное и рукой показывает в сторону памятника Суворову. Сидим мы, смотрим от нечего делать на эту немую сцену, и тут водитель маршрутки задумчиво так говорит: «Полковник наш рожден был хватом. Слуга царю, отец солдатам». И все мы вдруг радостно зашевелились, заулыбались, стали дружно вспоминать - а как там дальше? «Да жаль его, сражен булатом...». И вот, вспоминая гениальный лермонтовский текст и поглядывая на полковника с солдатиками, мы были уже не просто пассажирами маршрутки, а соотечественниками. Редкое по нашим временам чувство. И какое же оно нужное, светлое.

«Ребята, не Москва ль за нами?..».