00:00, 26 февраля 2010 года

Северный Кавказ как географическое понятие появился 150 лет назад

Часть первая.

ГЛАВНОУПРАВЛЯЮЩИЙ КАВКАЗОМ

Богатейшая история Северного Кавказа берет свое начало еще со II тысячелетия до н.э. Господство над этой территорией искали и оспаривали друг у друга многочисленные народы и государства: с запада – греки, македоняне, римляне, византийцы, наконец, турки; с юга – персы, арабы, монголы; с севера – скифы, аланы, готы, хазары, гунны, авары, половцы, печенеги.

С середины XV века народы Северного Кавказа подверглись нашествию Османской империи и Крымского ханства, которые пытались закрепиться на землях черкесов, абазин, кабардинцев и других народов Северного Кавказа, но встретили сопротивление со стороны последних, не желавших становиться вассалами крымских ханов и турецких султанов.

На тот момент Русское государство поддерживало в большей степени дипломатические связи с государственными образованиями Кавказского региона. Тесные политические, экономические и социальные контакты с коренным населением укрепились после основания в 1567 году крепости Терки – центра Терского воеводства.

Новый этап в отношениях народов Кавказа и России начался в XVIII веке. После окончания Русско–турецкой войны 1735–1739 гг. был подписан Белградский мирный договор, согласно которому произошло разграничение сфер влияния над данной территорией между Россией и Турцией, который по многим пунктам не удовлетворял ни одну из сторон. Положение обострилось после подписания в 1772 году в Карасу договора «вечного союза и дружбы» между Россией и Крымским ханством, согласно которому Кабарда признавалась в подданстве Российской империи. Все это привело к новой агрессии Турции, направленной на захват Северного Кавказа и на установление власти над Центральным Кавказом, лишение России выхода к Черному морю, оттеснение ее от предгорной части Северного Кавказа и Закавказья.

Следствием явился ряд Русско–турецких войн. Одной из самых длительных была война 1768–1774 гг. Победы русской армии, подкрепленные успехами русского флота, вынудили Турцию на подписание мирного договора с Россией, который был заключен 10 июля 1774 г. в болгарской деревне Кючук–Кайнарджи, согласно которому ряд северокавказских территорий признавался в составе Российской империи.

После заключения Кючук–Кайнарджийского договора отношения между Российской империей и Северным Кавказом перешли на новый уровень. В этот период началось окончательное заселение и освоение Предкавказских степей. В результате проведения военно–казачьей и крестьянской колонизации стало активно расти население Кавказской линии. В это же время начались мероприятия по сооружению сплошной кордонной линии от Моздока до Азова, протянувшейся вдоль Терека и Кубани, от Каспийского до Черного моря.

Процесс вхождения территорий в состав Российской империи протекал неоднозначно, что было связано в том числе и с особенностями менталитета народов. Россия брала их под свое покровительство, но это не означало умаление их самостоятельности, обычаев, верований, нравов и т. д. Тем не менее представители власти порой понимали «подданство» буквально, что приводило к острым конфликтам.

В 1786 году учреждается Кавказское наместничество с центром в Екатеринограде (ныне станица Екатериноградская в Кабардино–Балкарии). Формировалась своеобразная база для военного и демографического наступления дальше на юг.

Но и Турция делала все, чтобы удержаться на Северном Кавказе. В 1781 году она сооружает крепость в Анапе, укрепляет Сунжук–кале и призывает черкесов к борьбе с Россией. Во время Второй Русско–турецкой войны 1787–1791 годов Турции и ее ставленникам, из которых особо видной фигурой был шейх Мансур, не удалось организовать массовый подъем северокавказских горцев против России, чтобы превратить регион в театр боевых крупномасштабных действий. 30 сентября 1790 года османы были разгромлены на реке Тохтамыш (около современного Черкесска), а 22 июня 1791 г. генерал И.В. Гудович взял штурмом Анапу. Несмотря на эти победы, Ясский договор 1791 года не принес никаких территориальных изменений на Северном Кавказе.

После Ясского мира османские власти снова заметно активизировали свою кавказскую политику. Проводилась политика объединения горцев Западного Кавказа под эгидой Османской империи. Но она, однако, не предусматривала политической консолидации народов, в ее основе лежало стремление подчинить централизованному контролю турецкой администрации военно–экономический потенциал региона, с целью дальнейшего использования кавказских народов в вооруженной борьбе против России.

Это привело к тому, что Российская империя стала искать пути и методы установления контроля над обстановкой на Кавказе, что осложнялось наличием фактора соперничества с Турцией, Ираном и стоявшими за ними европейскими державами. Российская империя в это время была преимущественно занята европейской политикой.

Турция и Иран при поддержке европейских держав продолжали играть в регионе важную роль. Действия османских и персидских агентов ухудшали отношения России с кавказскими народами. Что касается европейских государств, то следует отметить, что для Англии и Франции Кавказ являлся точкой политического давления на Российскую империю. Их деятельность в регионе позволяла частично отвлечь Петербург от европейских проблем. По сути, они подталкивали Иран и Турцию к столкновению с Россией, что выражалось в попытках создания антироссийских союзов, снабжении оружием, боеприпасами, помощи военных специалистов армиям султана и шаха. Изменить ситуацию в свою пользу Россия смогла лишь после военных побед над Турцией и Ираном и разгрома наполеоновской Франции.

Подписание Павлом I в январе 1801 г. манифеста о присоединении Грузии к России существенно повлияло на дальнейшие события на Кавказе. Россия теперь уже не косвенно, а напрямую должна была решать задачи военно–стратегического и политического характера, касающиеся ее территории. Главное внимание правительства было обращено на формирование системы управления и социально–политических отношений. Географическое положение Северного Кавказа наряду с экспансионистскими планами соседей и европейских держав требовали от России прежде всего военного преимущества, которое гарантировало бы незыблемость новых границ и государственных интересов. С другой стороны, для предотвращения противостояния горцев с Россией в первой четверти XIX века предлагалось развивать с ними экономические отношения.

Однако процесс утверждения на Кавказе не ограничивался торговыми связями. Российское правительство развивало помещичью колонизацию на Юге России, в том числе и на Кавказе. Оно раздавало земли дворянской служивой аристократии и бюрократии, переселяло крестьян из внутренних губерний. В эти же районы устремлялись беглые крестьяне, находившие здесь сезонную работу в имениях помещиков или же пополнявшие ряды казачества. Одновременно шла военно–хозяйственная колонизация Северного Кавказа, преимущественно силами казачества, что являлось важным средством военно–политического и экономического утверждения России на Кавказе.

Итогом стало возникновение в 1802 г. на огромном пространстве – от устья Лабы до Каспийского моря и к северу до Маныча – Кавказской губернии (с 1827 г. – области).

В 1827 году было принято «Учреждение для управления Кавказской областью», положившее начало конструированию Северо–Кавказского региона в составе Российской империи. Главное управление сосредоточивалось в Тифлисе, в руках главноуправляющего Кавказом, которому принадлежали функции военной и гражданской власти.

* * *

Итак, в начале XIX века Россия продолжает активно проникать на Кавказ. Цели, которые она преследовала, носили преимущественно политический характер. Первой из них следует назвать потребность обретения новых, обусловленных геополитической ситуацией границ страны, необходимых для обеспечения стратегической безопасности южных районов империи, второй являлось стремление по возможности усилить свое влияние на Ближнем и Среднем Востоке посредством Кавказа.

Присоединение Северного Кавказа к Российской империи явилось поворотным событием в истории народов региона, приведшим к прекращению междоусобных войн, работорговли и постепенному развитию хозяйства, к экономической, политической и правовой интеграции с Россией.

Специально для «СП».

Лариса СВЕЧНИКОВА
«Указу императора – 150 лет»
Газета «Ставропольская правда»
26 февраля 2010 года