00:00, 25 февраля 2010 года

Противопожарной и аварийно–спасательной службе Ставрополья исполнился год

А вообще краевой противопожарной и аварийно–спасательной службе недавно исполнился год.

– Геннадий Васильевич, в свое время тех, кто возражал против «вливания» краевой противопожарной службы в федеральную структуру, мало слушали. Теперь же, как я понимаю, вам выпало возрождать ее заново?

– Дело обстоит не совсем так. Мы по–прежнему тесно взаимодействуем с подразделениями МЧС РФ. Но одновременно являемся достаточно самостоятельной организацией со своим уставом. ПАСС СК была создана по распоряжению правительства края 19 января 2009 года. До этого времени край финансировал 33 пожарные части (общей численностью 1500 человек) – со зданиями, техникой, имуществом и так далее. С 1 января 2009 года их финансирование забрал на себя федеральный центр. Много миллионов рублей было сэкономлено. Сейчас федеральные пожарные части действуют в Ставрополе, городах краевого значения и райцентрах. Наши, пассовские, должны в итоге «закрыть» всю остальную территорию края. И есть еще так называемые объектовые пожарные формирования – на крупных промышленных предприятиях, таких, как «Азот», «Ставролен», «Арнест», Ставропольская и Невинномысская ГРЭС, и других. Проще говоря, наша система выстроена так, как этого требует закон «О пожарной безопасности».

– А не мешает ли вся эта «разномастица» в конкретных делах – тушении пожаров и аварийно–спасательных работах?

– Нет, даже помогает. И это не «разномастица», как вы выразились, а разумное распределение обязанностей. В крае созданы пожарные гарнизоны и общий для всех руководящий центр (его возглавляет первый заместитель начальника ГУ МЧС РФ по краю Александр Башлай), есть единая диспетчерская служба, краевой центр управления кризисными ситуациями. Сигнал на выезд получает то подразделение, которое ближе всего расположено к месту возникновения пожара. Плюс к этому – в идеале – могут быть еще добровольные пожарные дружины. Но, по понятным причинам, их развитие стопорится. Мы не можем, как за границей, дать таким людям особые льготы, дополнительные отпуска и так далее.

– А конкретные задачи вашего учреждения в чем заключаются?

– Служба создавалась практически с нуля. Где–то что–то было, но в таком состоянии... Все проинвентаризировали, привели в порядок. Сейчас действуют 46 пожарных частей, причем открыли их в тех населенных пунктах, в которых их сроду не было. Назову только некоторые – Галюгаевская, Новый Янкуль, Темнолесская, Бурукшун, Сергиевская. Не могу не сказать добрых слов и о главах муниципальных образований. Во всех 46 населенных пунктах, где сейчас дислоцированы наши подразделения, они оказали всевозможную помощь – с поиском помещений, их ремонтом, оснащением… Подчеркну, мы сознательно расположили пожарные части в непосредственной близости от социально значимых объектов – больниц, школ, интернатов.

Не открою секрета, сказав, что бюджет Ставрополья такие траты не потянул бы. С главами администраций Петровского, Грачевского, Курского, Андроповского, Апанасенковского районов проблем нет. С некоторыми другими есть. Не понимают руководители, на мой взгляд, очевидного: это не только безопасность населения, но и новые рабочие места. Это в конце концов дополнительные силы, которые есть у главы.

Как они есть и у губернатора Ставрополья. Валерий Гаевский оказал огромную помощь новой службе.. В прошлом году он и правительство края выделили деньги на покупку 13 единиц пожарной техники, а также четыре комплекта оборудования для спасателей. Утвержден план развития в крае пожарно–спасательных сил.

– То есть сегодня уже можно говорить о том, что краевая противопожарная и аварийно–спасательная служба создана?

– И говорить, и увидеть ее в действии. В нашу структуру входят несколько служб: обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, учебно–методический центр по подготовке специалистов ГО и ликвидации последствий ЧС плюс два филиала: противопожарная служба и аварийно–спасательная.

– И какие задачи стоят перед ними?

– Простые и сложные в одно и то же время: обеспечить безопасность населения, снизить ущерб от пожаров, защитить муниципальную и краевую собственность. В мае прошлого года вступил в силу общероссийский пожарный регламент. В соответствии с ним пожарный расчет после получения сигнала должен прибыть на место тушения пожара через 10 минут в городе и через 20 – в сельской местности. И эти нормативы чаще всего выполняются.

– Трудно в это поверить. Ведь в федеральную службу «ушли» не только пожарные депо, техника, но и люди…

– А мы своих успели за год обучить! Ряд наших подразделений создавался на базе бывших колхозных пожарных депо. Часть «отставников» привлекли – они уже что–то умели, имели опыт. А остальных готовили здесь же на базе ГУ МЧС края. Три месяца – это минимальный срок обучения, после которого человека можно допустить к тушению пожара. К нам также пришли настоящие профессионалы с опытом, которые и раньше трудились в противопожарной службе, люди, которые знают, могут и не боятся ответственности. Это Игорь Требух, Сергей Кузьминов, Валерий Ковтасенков, Михаил Кривенко, Эдуард Дулаев. О нем скажу особо. Бывший главный врач горбольницы № 2 краевого центра нашел себя в спасательной службе. Взяли на работу и выпускников кафедр по чрезвычайным ситуациям из Северо–Кавказского государственного технического университета и института имени Шолохова. Основной костяк уже создан.

Наши пожарные расчеты за год свыше тысячи раз выезжали на тушение пожаров. Более чем в трети случаев горели здания и сооружения. Из огня спасли около ста человек. Значительно снизился материальный ущерб. И, что немаловажно, при этом никто из наших сотрудников не пострадал.

Но людей по–прежнему не хватает. Некоторые пожарные части обслуживают от пяти до 13 населенных пунктов. Значит, там как минимум должно быть два боевых расчета. Пока обходимся одним. По нормам уже упомянутого регламента, в идеале, нужно иметь 110 пожарных частей, содержащихся за счет средств краевого бюджета. До идеала, конечно, далеко, но через два года мы планируем создать уже 77. И тогда «неприкрытыми» останутся всего 34 населенных пункта.

– А сейчас какой расклад по противопожарной безопасности?

– На Ставрополье более семисот населенных пунктов. Двести «закрывают» федералы, триста – наши. Около двухсот пока, к сожалению, вне зоны надежного прикрытия. Конечно, это плохо, право на безопасность, в том числе и от пожара, гарантировано гражданам Конституцией.

– Что это мы все о пожарах да о пожарных? А чем занимаются ваши спасатели?

– Начнем с того, что в крае действуют 17 муниципальных спасательных служб плюс федеральный отряд, есть спецы–спасатели и на крупных объектах. А мы уже сформировали десять мобильных аварийно–спасательных групп. В основном они дислоцируются на Кавминводах (в Ессентуках, Кисловодске, Пятигорске, Георгиевске), а также в Буденновске, Ставрополе, Изобильном, Дивном. Сейчас формируется еще одна в Красногвардейском – вместе с главой администрации района ищем помещение, деньги на ремонт.

– И спасатели востребованы?

– Конечно, их помощь за год потребовалась более четырехсот раз. Раньше они специализировались на водных ЧП – отсюда и показатели. 319 спасательных операций были связаны с водой, спасены 422 человека. Гибель людей на воде снизилась на 40 процентов. А в будущем – пусть еще и неблизком – мы планируем обучить и пожарных работе спасателей. И аттестовать их по этой специальности.

– А пока?

– Пока будем обучаться и оснащаться дальше. Надеюсь, что и в нынешнем году за счет средств федеральной и краевой целевой программы сможем купить 13 единиц противопожарной техники и два комплекта спасательной. Думаем отдать новое оборудование в лучшие части. Согласитесь, хорошая награда за труд.

– Есть ли у вас, скажем так, профессиональная мечта?

– Хочу, чтобы наши пожарные были наравне или даже лучше федеральных. Соревновались, что ли, между собой. Пока мы только в спорте силами меряемся и, увы, проигрываем. Зато есть к чему стремиться – к полному взаимопониманию и взаимодействию. Хотя в какой–то мере оно и так есть: у нас даже рации работают на одних частотах. И вообще человеку безразлично, кто его будет спасать. Главное, чтобы был обучен, подготовлен и вовремя приехал...

«Огонь, вода и... пожарный регламент»
Газета «Ставропольская правда»
25 февраля 2010 года