00:00, 19 февраля 2010 года

Василий Балдицын об образовании, культуре и спорте на Ставрополье

– Василий Вячеславович, если брать за точку отсчета всего два балла – «хорошо» и «плохо», как бы вы оценили в целом уровень деятельности краевых отраслей образования, культуры, спорта в 2009 году?

– Думаю, двух баллов для оценки целых отраслей явно маловато. Потому что заявить: все получилось – нельзя, далеко не полностью наши пожелания удалось реализовать. Но и сказать, что все плохо, тоже неправильно. Например, если посмотреть на графики возведения спортивных объектов в крае – два года назад они были «на нуле», а сейчас по семь–восемь объектов вводим. Это, конечно, хорошо, хотя в сравнении с соседним краем – недостаточно. Равно как и в образовании: есть прорыв в результатах ЕГЭ, в разы увеличилось поступление наших выпускников в престижные столичные вузы, зарплата учителей выросла на 27%, к тому же мы смогли в условиях кризиса относительно безболезненно оптимизировать саму сферу образования – это хорошо. Однако вынужденно пошли на снижение бюджетных расходов – и это плохо. В культуре удалось провести серьезные творческие конкурсы, пригласить к нам исполнителей высокого класса – хорошо. Вместе с тем учреждения культуры в селах получили явно недостаточную поддержку, что, увы, повторится и в текущем году, – это плохо...

– На этапе становления только что созданного Северо–Кавказского федерального округа особую значимость в регионе, а значит, и в нашем крае, приобретает информационная политика власти. Какие приоритеты были в ней «вчера» и насколько они поменяются «завтра»?

– Создание Северо–Кавказского федерального округа вызвало определенную настороженность у населения края. Доводилось слышать мнения, что нас «присоединили к республикам, а там не все гладко», что такое объединение усилит миграционные потоки и напряженность, поскольку мигрируют прежде всего социально неблагополучные люди, с иным менталитетом, которые приезжают в наш «монастырь» со своим «уставом». Полагаю эти опасения необоснованными. Напротив, отношение к неконтролируемой миграции с созданием округа будет по определению более осмысленным, более системным. Мы видим и другие, несомненно, положительные перспективы! В частности, понятно, что бюджетные вливания будут идти более, скажем так, справедливо по отношению к нашему столичному краю. А появление полпредства во главе с такой сильной, самостоятельной фигурой, как Александр Хлопонин, дает основания надеяться, что финансовые потоки уже не «ответвятся» на строительство персональных замков или приобретение недвижимости за рубежом, а пойдут в первую очередь на создание и развитие инфраструктуры региона, появление новых рабочих мест. Это в свою очередь сгладит социальную напряженность в республиках и обратится в плюс для Ставрополья. Главное – разъяснить населению, что в любом случае ухудшения социально–экономической ситуации в нашем крае создание нового округа не принесет. Разъяснить не словесами, а приведением конкретных фактов. Информационная политика краевых властей будет корректироваться, в том числе и с акцентом на информацию о происходящем в сопредельных территориях, от которых в какой–то степени зависит и спокойствие ставропольцев. Есть четкая установка: время силовых методов решения проблем Кавказа закончилось. Наступило время экономического и, хочу подчеркнуть, культурного в широком смысле этого слова решения проблем. В том числе и через взаимопроникновение культур, взаимообогащение менталитетов.

– Кризис, как водится, особенно ударил по самым слабым, имею в виду школу. Сокращение финансирования фонда заработной платы, повлекшее спад в сфере дополнительного образования, как–то не вяжется с задачами воспитания подрастающего поколения, которые перед той же школой сейчас пытается ставить государство.

– Сокращение финансирования – это факт. Но не катастрофичный. Да, пострадала сфера дополнительного образования, что повлечет, безусловно, отрицательные последствия. Но, во–первых, уверен, что это мера временная. Во–вторых, идет поиск выходов и нестандартных путей. В частности, мы стали активнее работать с Москвой, и результаты не заставили ждать: в край были привлечены средства федерального бюджета в объеме 180 млн. рублей на ремонт аварийных учреждений образования, что позволило обеспечить безопасные условия эксплуатации 19 школ и четырех школ–интернатов.

Большие надежды мы возлагаем сегодня на формирующееся в крае молодежное волонтерское движение, призванное в какой–то степени заменить педагогов системы дополнительного образования. Да и для самих молодых людей волонтерство – возможность проявить себя, это поможет им и в дальнейшей профессиональной карьере. Разумеется, мы понимаем, что ни один даже самый хороший доброволец профессионального педагога заменить не может, и все же пока эта мера представляется весьма полезной. Реализовываться она будет через органы власти, отвечающие за молодежную политику. Помогут и уже существующие молодежные объединения, и молодежная палата при краевой Думе, надеемся на региональное собрание молодых депутатов...

– Что можно сказать о применении в крае закона о так называемом «комендантском часе» для детей и подростков? Приносит ли он ожидаемые добрые плоды или, быть может, стоит искать иные пути оздоровления юного общества?

– Знаете, вопреки некоторым скептическим высказываниям, закон о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и, главное, защите их прав, уже действует, особенно это заметно в сельской местности. Отчасти потому, что там легче проследить за соблюдением вводимых норм, среди коих не только запрет на появление подростков на улице после определенного часа, но и на продажу им алкоголя, сигарет, на доступность игровых комплексов и «недетских» увеселительных заведений. В том, что закон реально работает, убеждают поездки по городам и районам края. Хотя в городах сложнее. Не столь тяжелой оказалась и проблема доставки «загулявших» детей. Как правило, бывает вполне достаточно телефонного звонка родителям, чтобы она решилась. Ну и народная молва работает... Тем более что во всех школах о новом законе рассказали ученикам и их родителям, в некоторых районах даже под роспись. Однако же, не снимая ответственности за исполнение закона с правоохранительных органов, думаю, стоит продолжать разъяснение родителям их обязанностей.

– Совсем скоро в ставропольских школах начнет действовать эксперимент по преподаванию основ религиозных культур и светской этики, а единого мнения о нем в обществе так и не сложилось. Поживем – увидим?

– В первую очередь, подчеркну: это – эксперимент, и говорить о каких бы то ни было результатах явно рано. Готовить почву для реализации эксперимента мы начали с августа 2009 года. Да, были претензии к первичному опросу, который основывался на решениях родительских собраний, педсоветов. Часть родителей школьников просто–напросто испугалась перспективы перевода детей к другим педагогам в случае, если придется полиэтничный класс разбивать на группы. Однако никаких нарушений свободы волеизъявления проверки не выявили, другое дело – информации о вводимом предмете было еще недостаточно. На основе такого незнания и непонимания и возникали страхи. Позже, в декабре, мы вновь вернулись к теме, и очень хорошо сделали. На сей раз дополнительный опрос был сугубо индивидуальным. Шла разъяснительная работа, в том числе с участием представителей конфессий. Еще предстоит найти ответы на некоторые вопросы, в том числе и к содержанию учебников: по мнению специалистов, те слишком сложны для четвероклассника. Трудно будет найти требуемое число преподавателей при нехватке средств на оплату их труда. Но при всем том нравственная компонента в школьном воспитании, безусловно, необходима.

– Василий Вячеславович, как известно, в городах учреждения культуры имеют возможность подзаработать услугами населению, а вот сельские дома культуры, музеи и библиотеки как были, так и остаются беднее всех. Не пора ли менять традиции в сфере их материального обеспечения?

– Согласен целиком и полностью. Традиции пора менять, но, когда это станет возможно, сказать трудно. Однако, считаю, не так уж все плохо. Наметилась устойчивая тенденция роста объемов привлеченных средств федерального бюджета в отрасль культуры края в целом. Так, только на комплектование книжных фондов муниципальных библиотек из федерального бюджета направлено 8,6 млн. рублей. На условиях софинансирования приобретено жилье для 21 семьи работников культуры. Средняя заработная плата превысила уровень 2008 года на 26,4%. С огромным успехом проходят выездные встречи творческих бригад деятелей культуры и искусства с жителями села. Кроме того, театрально–концертными организациями проведено свыше 550 выступлений по всем районам, количество зрителей составило при этом более 450 тысяч человек. Ежегодно наши музеи реализуют более 640 выставочных проектов. Большие надежды мы возлагаем на реализацию утвержденной в 2009 году Концепции развития образования в сфере культуры и искусства на 2009–2015 годы, что позволит привлечь в отрасль молодые свежие силы.

– В преддверии 65–летия Великой Победы продолжается масштабная работа по ремонту имеющихся на территории края памятников, обелисков, воинских захоронений. Успеем ли все сделать как надо?

– В минувшем году все предусмотренные на ремонт памятников средства освоены полностью, при том что деньги собирались трудно – из разных источников, с соблюдением длительной процедуры конкурсов, всевозможных согласований. Из краевого бюджета 26 муниципальным образованиям были выделены 38,7 млн. рублей, что позволило восстановить 33 наиболее значимых и требующих безотлагательного ремонта мемориала. Уверен, к Дню Победы намеченное будет сделано. Однако далеко не все имеющиеся у нас памятники вошли в нынешнюю программу реставрации, на федеральном и на краевом уровне уже готовится следующая, и эта работа будет продолжена и после 9 мая.

– Одна из обсуждаемых интриг дня: озвученная недавно идея создания Северо–Кавказского федерального университета. Признаться, многих насторожили слова о том, что новый и вроде бы грандиозный вуз будет основан «на базе ныне действующих». Почему не открыть абсолютно новый университет, раз уж он призван новым временем, новыми задачами?

– Рассматриваются варианты создания университета и «с чистого листа», на пустом месте, и на основе объединения действующих учебных заведений. Университет, как вы понимаете, это не только здания, кампусы, но прежде всего – преподавательский состав и научные школы. Тут есть привлекательные стороны и для действующих вузов: создание федерального университета предполагает серьезные вливания из федерального бюджета (наши заведения таких денег не видели!), направляемые на научные и учебные программы, выход на деятельность, доселе недоступную по средствам. А решение, естественно, зависит в первую очередь от полпреда, который выслушает все рекомендации и направит предложения в правительство России. Мы учитываем и то, что вуз будет принимать молодежь со всего Северного Кавказа, а в этом у нас накоплен солидный опыт.

– Сегодня все силы «брошены» на подготовку к Сочи–2014, и это отчасти затмевает текущие проблемы спорта. Но ведь они существуют и требуют решения – нужны современные спортивные залы и секции, доступные широким слоям населения, нужны достойные условия для выращивания чемпионов, нужны тренерские кадры... Удалось ли в крае в 2009–м поднять спортивную планку?

– С удовлетворением могу сказать, что за 2009 год спортивный процесс в крае наконец–то нормализовался. Так, мы впервые наладили работу по силовым видам спорта, проведен чемпионат России по вольной борьбе среди женщин, действует школа по тяжелой атлетике, выстраивается структура краевого футбола. Начали внедрять новую меру социальной поддержки спортсменов – единовременные выплаты за высшие достижения. В 2009 году вознаграждение получили 12 победителей и призеров и их тренеры Олимпийских и Сурдлимпийских игр, 40 призеров и их тренеры чемпионатов и первенств мира и Европы, 17 ветеранов спорта. В крае сложилась устойчивая многоступенчатая система проведения спортивных мероприятий – от внутришкольных до краевых. Число регулярно занимающихся физкультурой и спортом выросло и достигло 14,1% населения. Приоритетным направлением остается укрепление материально–спортивной базы в муниципальных районах и городских округах. Словом, заделы и тенденции хорошие. Беда в том, что слишком велико отставание, копившееся десятилетиями, и преодолеть его за год–два нереально. В качестве одной из мер сейчас рассматривается проект долговременной программы сотрудничества федерального спортивного министерства со Ставропольским краем.

– Василий Вячеславович, обозначенный сегодня далеко не полный круг проблем, что называется, «внушает». Лично вас обилие трудностей не пугает или вы предпочитаете смотреть в будущее как «хорошо информированный оптимист»? Тем более что ссылки на кризис уже вроде бы не актуальны.

– Будучи уже давно хорошо информированным, пессимистом от этого не стал!

«Что такое «хорошо»»
Газета «Ставропольская правда»
19 февраля 2010 года