Становятся традицией презентации в кинотеатрах Ставрополя новых фильмов актрисы, сценариста и режиссера, заслуженной артистки России Натальи Бондарчук, причем при непосредственном ее участии.
Ее хорошо знают по ролям, сыгранным в фильмах лучших отечественных режиссеров, а в последние десятилетия – по снятым ею фильмам о жизни великих классиков – Пушкина, Лермонтова, Тютчева... И каждый приезд Бондарчук вызывает неизменный интерес. Так было и на недавней встрече, организованной министерством образования края в рамках программы начавшегося Года учителя. Первыми зрителями картины Н. Бондарчук «Гоголь. Ближайший» стали девяти-десятиклассники школ краевого центра.

Она вышла на сцену перед экраном стремительно-легкой походкой, глаза, как всегда, сияли пронзительно-черной глубиной:

– Здравствуйте, молодежь! – раздался негромкий, однако же звонкий голос, в котором не было нисколько того наигранного и снисходительного панибратства, с которым порой обращаются с молодыми солидные представители старшего поколения, пытаясь «наладить контакт».

Бондарчук этого не нужно: что называется, «с порога», без всяких предисловий включилась в доверительный разговор с залом, именно разговор, хотя говорила, разумеется, в основном она одна, но каждое слово не уходило просто в пространство, а встречалось живо, со здоровым подростковым любопытством. Увидеть воочию настоящего режиссера – это же так интересно! А если еще и послушать... Наталью Бондарчук не заслушаться невозможно. Легкость, энергия, напор, искренность – всех этих эпитетов будет мало, чтобы передать ее манеру общения с публикой. Ей веришь, когда она целому залу прямо так и заявляет:

– Я вас очень люблю! – Она действительно любит всех, потому что каждая такая встреча для нее – встреча со «своим» зрителем, для которого она работает, которому служит.

Если иногда про младенцев говорят – в рубашке родился, то про нее с детства говорили – родилась обернутая кинопленкой! Что понятно: вышла из семьи кинематографистов. Мама – великолепная актриса Инна Макарова, одна из ярких звезд советского кино, которую очень хорошо помнит зритель постарше. Помнит, конечно, и отца – также актера и великого режиссера Сергея Бондарчука. Ну как тут было не попасть в кино?! Судьбой была продиктована дорога во ВГИК, где повезло учиться в прославленной мастерской еще одной звездной пары – Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Правда, первая роль оказалась для юной Бондарчук испытанием, ибо нужно было «состариться» лет на тридцать... После такого дебюта того пуще: Сергей Никоненко предложил сыграть 80-летнюю Коробочку в «Мертвых душах»... Ее пришлось со всех боков утолщать подушечками, в этом облачении она азартно, со смаком, по-купечески пила чай с сахаром вприкусочку и «дурила» Чичикова! Успех был необычайный, после чего посыпались предложения на роли одних старух! И только к концу второго курса пришло время «Красного и черного», где она играла мадам Реналь...

Однажды по ВГИКу пронесся слух: гений идет! Действительно, гений шел – в шапочке с помпончиком, в белом кашне, стильно одетый, для советского времени почти пижонски. Это был Андрей Тарковский. Он шел выбирать главную героиню на фильм «Солярис». Пригласил на пробы и Наташу Бондарчук. И – не взял. Она казалась ему слишком молодой для партнера – Донатаса Баниониса. Пройдет еще немало времени, прежде чем ее все-таки утвердят. Зато потом проснулась знаменитой. Актриса вспоминает:

– Вот ведь как бывает: можно сниматься сколько угодно и где угодно, и никто артиста знать не будет, но стоит только сняться у знаменитого, гениального режиссера, каким, без сомнения, являлся Тарковский, – и тебя будет знать мир. «Солярис» подарил мне 50 стран! В 19 лет я начала путешествовать – от Новой Зеландии до Норвегии. А потом поступила на режиссерский факультет и стала сама режиссером.

Сегодня она снимает картины, как сама говорит, содержанием и духом своим относящиеся к Золотому веку России – веку великой русской литературы, веку Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого...

– Что такое для нас Пушкин, Лермонтов, Гоголь?.. Это то самое, на что мы еще опираемся. Если это убрать, убрать русскую культуру (а для начала опошлить ее, чем сегодня занимается «наше» ТВ!), и мы – быдло, никто, – горячо повторяет Наталья Сергеевна, объясняя свое главное творческое кредо. – Надеюсь, что и мой новый фильм станет хорошим помощником учителям. Ведь современные дети привыкли больше воспринимать все с экрана. Но посмотрев картину, они обязательно откроют и книгу!

По сути дела, ее фильмы не о Пушкине, не о Гоголе. Это – духовная история России. Преломленная через историю жизни и смерти, любви и творчества. История Отечества – честная, искренняя – нужна прежде всего молодому поколению. И не случайно молодежь всей душой откликается на работу Натальи Бондарчук.

Удивительно (и радостно) было наблюдать, с каким вниманием следили юные ставропольцы за происходящим на экране, а ведь «Гоголь. Ближайший», по выражению самой Н. Бондарчук, весьма непростой фильм в силу своей особой специфики, когда весь сюжет строится прежде всего на духовной стороне жизни писателя. Он и начинается с рассказа о реальном факте из биографии Гоголя: как его облик попал на знаменитое полотно «Явление Христа народу». Художник Александр Иванов не просто «использовал» оригинальное лицо Николая Васильевича, но и сделал его едва ли не главным персонажем своей поразительной картины. Иванов намеренно выбрал особое место на картине для своего друга: единственный в толпе странник испытывает мучительный страх и переживание своей греховности при известии о появлении Мессии. За странником, в чьем облике угадывались черты Гоголя, закрепилость название – Ближайший ко Христу». Отсюда и название фильма – «Гоголь. Ближайший».

Наряду с по-хорошему занимательной сюжетной канвой в картине есть и другие достоинства, в том числе гармонично подобранный испонительский ансамбль. Мы видим замечательную Валентину Теличкину (мать Гоголя), умеющего быть разноплановым Евгения Редько (Гоголь), трогательную Марию Бурляеву (Анна Вильегорская). Своебразным открытием станет для многих совсем не похожая на своих прежних телегероинь Анастасия Заворотнюк в роли необыкновенной, любящей и страдающей Александры Смирновой-Россет, вошедшей в нашу историю благодаря дружбе и с Пушкиным, и с Лермонтовым, и, конечно, с Гоголем...

– Этот фильм потребует работы души вашей, – сказала Наталья Бондарчук сидящим в зале детям, причем, сказала так, что они как-то сразу стали чуть-чуть взрослее, сосредоточеннее. – Мы ведь снимали его для того, что бы вы хоть капельку знали о Золотом веке России!.. Никогда – ни до, ни после – культура России не поднималась на такую высоту, как в ту неповторимую эпоху. Кто нас, русских, знает за границей и по каким вещам? По нашей великой культуре. И я вам желаю, чтобы у вас был свой золотой век!

Известная гостья в завершение окончательно покорила зал, громко, по буквам продиктовав адрес своего персонального сайта в Интернете, предложив присылать ей отзывы и рецензии на фильм! Очень верный тон в диалоге с мальчишками и девчонками «трудного» возраста, растущими в окружении компьютеров. Сеть – естественная для них среда обитания, и быть может, не всегда это так уж плохо, особенно если в сети эти ребята будут искать и находить имена Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого, обращаясь к ним «через» имя Бондарчук.