00:00, 2 февраля 2010 года

Ставропольский двойник Ленина Владимир Курчев отмечает юбилей

Владимир Курчев не один десяток лет из своих 70 (сегодня у него юбилей!) посвятил развитию творческих начал в студентах. С первого дня возникновения в Ставропольском тогда еще сельскохозяйственном институте факультета общественных профессий (ФОП) его, недавнего выпускника режиссерского отделения Ленинградского института культуры, пригласили возглавить новую для вуза структуру. Отдадим должное тогдашним начальникам – не побоялись поручить новое дело молодому специалисту. С той поры Владимир Исмаилович всей душой предан духовной стороне студенческой жизни. Многолетнее повседневно–активное общение с молодежью оставило приятный отпечаток на «ленинском облике»: в виде молодо искристого взгляда, неизменно бодрой походки и тонкого чувства юмора. Иначе–то со студентами нельзя, если хочешь, чтобы тебя слышали, за тобой шли. За ним же всегда ходили толпы всевозможных дарований, жаждущих показать себя. Среди тех талантов разных лет десятки ныне видных руководителей агропромышленного компклекса края, включая первого зампреда правительства края Юрия Белого, действующего ректора Ставропольского аграрного университета Владимира Трухачева, главу Новоселицкого района Александра Нагаева и многих других.

– Наш ФОП выполнял благородную задачу – приобщить ребят из глубинки к культуре и искусству, расширить их кругозор, дать навыки ораторского мастерства, журналистики, – убежден Владимир Исмаилович. – На наших занятиях, собственно, шло формирование личности будущего руководителя аграрной отрасли... Разумеется, мы вовсе не готовили их к тому, чтобы встать за дирижерский пульт или идти на профессиональную сцену. Но вырастая в творческой, культурной ауре, этот выпускник вуза, заняв серьезный пост, обязательно поддержит сельский клуб, построит, отремонтирует, купит инвентарь...

Жизнь не раз убедительно подтверждала уверенность бывшего декана ФОПа, в последние годы преобразованного в вузовский Центр эстетического воспитания. На смену В. Курчеву, сосредоточившемуся на преподавательской работе, пришли новые люди, тоже, кстати, прошедшие когда–то школу ФОПа, но со сменой названия и руководства не изменилось предназначение – дать возможность приехавшим учиться вчерашним деревенским мальчишкам и девчонкам прикоснуться к культурным ценностям, подрасти интеллектуально и духовно.

Владимир Исмаилович может часами увлеченно рассказывать о том, как создавались отделения ФОПа – хоровое, народных и духовых инструментов, эстрадное, танцевальное, вокальное, театральное... Например, появились хоры – мужской, женский, смешанный, народный и профессорско–преподавательский! Духовой оркестр – лучший в крае, лауреат Всесоюзного конкурса. Любопытный по нынешним временам нюанс: проходя производственную практику в колхозе, студент должен был участвовать в общественной жизни коллектива да и вообще села. Приучался, таким образом, вникать в круг интересов селян. Надо ли пояснять, как этот студенческий опыт пригодился ему впоследствии. Владимир Курчев имеет полное право гордиться своими воспитанниками. А особенно нынешним ректором и депутатом, который, в бытность студентом, не просто осваивал на ФОПе технику живой речи, но и немало поездил по краю в качестве лектора. Не тогда ли получили новое развитие качества будущего руководителя и политического деятеля?

– Сельские ребята, если с ними умело позаниматься, это глубочайший кладезь талантов, – в голосе Владимира Исмаиловича слышно искреннее восхищение. – Они несут в себе бесценное духовное ядро «от земли». И стоит лишь чуть постараться, чтобы придать этому алмазу блистательность бриллианта.

Люди села – категория не только близкая по духу В. Курчеву, но по сути, кровно родная. Ведь и сам он родился в маленьком абазинском ауле Тапанта, что в Карачаево–Черкесии. В переводе на русский название это означает – «ровное место». Впрочем, среди его земляков были и осетины, и карачаевцы, и русские... Адыге–Хабльский район граничит с Кубанью, а потому с ранних лет в душе его звучат и казачьи напевы.

– С ребятами из соседних русских сел мы дружили, ходили в одни школы, лазали по одним садам, – вспоминает с улыбкой Владимир Исмаилович. – Мы когда–то давно переселились из большого аула Эльбурган, что в верховьях Малого Зеленчука, мой дед переехал оттуда с тремя сыновьями, в том числе – моим отцом. Отец был учителем, парторгом, воевал, после войны стал председателем колхоза, а в 49–м умер в возрасте 46 лет. Мать – простая колхозница, воспитавшая, кроме меня, еще четырех моих сестер...

Сегодня Владимир Курчев известен в Ставрополе еще и как председатель национально–культурного общества «Абаза» и член исполкома Международной ассоциации абазинского народа. Отдав всю жизнь развитию культуры, он не мог не прийти к созревшему сознанию того, как важно постараться сохранить чудесный язык своего небольшого народа. Кстати, абазинский язык признан ведущими лингвистами как один из самых сложных среди более чем шести тысяч существующих на земле. Задачу сбережения языка организаторы «Абазы» поставили первым пунктом устава общества.

– Верно у нас на Кавказе говорят, что в доме, где крепкий фундамент и надежная крыша, где заботливые родители, где есть одежда, пища и тепло, в таком доме вырастают добрые дети и окружены вниманием старики, – заявил В. Курчев на одном из политических форумов. – Желаю вам построить такой дом, в котором комфортно будет жить всем народам России.

Владимир Исмаилович скромно умалчивает о своей без преувеличения созидательной работе именно для «такой России», которая для него – один большой «Дом культуры». Ярким олицетворением «строителя» он называет замечательного ставропольского живописца, недавно ушедшего из жизни Павла Гречишкина, воспевшего красоту родного Кавказа, России, Земли, оставившего уникальное наследство – свою картинную галерею. Для Владимира Курчева вся жизнь русского художника–друга словно святой завет – вот такую Россию надо строить!

Совершенно особым стал в его судьбе 2007 год: Владимиру Курчеву удалось войти в группу паломников и совершить хадж в Мекку. Будучи человеком более светским, он тем не менее с величайшим почтением относится к вере своего народа и хадж провел в соответствии со всеми правилами ислама. Долгий путь самолетами и автобусами в потрясающие места – Иордания, Аравия, каждодневные многочасовые обряды, нестерпимая жара днем, холодные ночи, людские толпы, бескрайние палаточные городки паломников со всего света, священный источник Зам–Зам, величественные мечети и минареты, словно сошедшие со страниц волшебных сказок Востока... Так сбылась казавшаяся несбыточной мечта побывать там, куда двести дет назад пешком (!) ходил его далекий прадед. И теперь его самого положено называть Владимир–Хаджи – совершивший хадж!

– Наши имамы уж совсем было собирались меня переименовать, дескать, как же так – Владимир и вдруг «хаджи»? Но я сказал – нет, это имя дал мне отец, и с этим именем я буду жить!.. Да разве дело в имени? Есть люди, носящие святые имена, но совершающие ужасные дела...

За двенадцать лет существования общества «Абаза» его активистам во главе с В. Курчевым удалось немало: налажены хорошие контакты с Абхазией и Абазинским районом Карачаево–Черкесии, где, кстати, при содействии ставропольцев выходит газета на абазинском языке. Становятся регулярными приглашения абазинской труппы Черкесского драмтеатра со спектаклями в Ставрополь. Активно участвуют они в традиционных многонациональных мероприятиях Дня Ставропольского края. Несколько лет для детей из абазинских семей велись занятия по изучению родного языка, сейчас эта работа по ряду причин временно приостановлена, но обязательно будет продолжена.

– Каждый народ живет, пока жив его язык, – убежден В. Курчев. – Вот почему мы не только стараемся передать свой язык детям и внукам, но мечтаем издать стихи наших поэтов, причем и на русском, и на абазинском, чтобы сделать нашу культуру доступнее всем остальным. Ассимиляция, конечно, неизбежна, и все же в наших силах сберечь обычаи, традиции, духовный опыт своего народа и внести этот опыт в общую копилку народов России.

В жизни Владимира Исмаиловича, как он с юмором отмечает, «окружают одни женщины», зато какие! Это любимая супруга Люцина Аскеровна, дочки Мадина, Дина и Инна. В новом поколении – трое обожаемых внуков. В семье есть свои математики, экономисты, учителя, врачи... А неизменной страстью главы семейства остается, конечно, театр. Само собой, он не пропускает ни одной премьеры Ставропольской драмы, но порой и сам выходит на сцену, как это случилось в постановке муниципального камерного театра Ставрополя: неожиданно современен и прямо–таки по–кавказски мудр был, например, его сдержанный отец Лоренцо в «Ромео и Джульетте»...

«Какую Россию мы строим»
Газета «Ставропольская правда»
2 февраля 2010 года