00:00, 29 января 2010 года

Смотрящие в душу

«...И сердце не сдаваться сумеет каждый день»

О девушке из Буденновска Жене Канаковой я узнала, когда пришла в районную библиотеку на заседание клуба «Собеседник». Ее пригласила ведущая клуба Любовь Белякова. Женя читала свои стихи и пела. Длинные светлые локоны, выразительные глаза, в которых, словно в глубоких озерах, застыла печаль… Даже на знаю, почему, но все время, пока я смотрела на нее, в голове не смолкали строки из стихотворения Александра Блока:

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

…Для семьи Канаковых 1995 год стал тяжелым. Во время нападения бандитов Басаева в больнице среди заложников оказалась и мама Жени, беременная младшеньким – Ванечкой. Бог миловал – Ваня, хоть и родился раньше положенного срока, выжил. Но семью постигло новое испытание: 10–летнюю Женю, когда та спешила в школу, сбил грузовой автомобиль. В результате трагедии девочка потеряла зрение.

Кто может понять чувства ослепшего человека? Разве что тот, кого накрыла эта черная пелена, или тот, кто шел по жизни с ним рядом.

– Тогда я поставила крест на своем будущем, – вспоминает Женя. – Но начала писать стихи, познакомилась с местными поэтами, которые помогли мне выпустить первый стихотворный сборник «Ивушка».

Потом вышел еще один – «Тихий трепет крылатых мгновений». Он был более зрелым, но по своему звучанию все таким же – минорным. Почти во всех стихах Жени плещется печаль – настолько плотная, что, когда читаешь их, кажется, будто она держит тебя, словно морские волны, и качает в такт словам:

Ты вновь пытаешься взлететь,
Хотя не в силах боль терпеть.
Ты плачешь, раны кровоточат,
И ветер бьет в лицо дождем.

– Я узнала многих людей, которые не могли видеть, – рассказывает Женя, – одних эта боль постигла с рождения, других – позже. Но все они очень нуждались в поддержке и понимании. Мне всегда хотелось им помочь... И я старалась.

У Жени много почетных грамот за поэзию, но одна меня поразила: ее вручили… за активную жизненную позицию.

– Жень, легко тебе дается активная жизненная позиция? – спрашиваю.

– Поначалу очень нелегко. Но этому можно научиться, – уверенно говорит она.

В одном из своих стихотворений она написала:

Не обижайся – слышишь?

И все начни с нуля...

Женя научилась не сдаваться. И сейчас ее часто просят помочь: поговорить с теми, кто неожиданно потерял зрение. Она никогда не отказывает. И ее слышат, потому что слова, идущие из сердца, не услышать нельзя.

«...Стоит лишь только дождаться зари»

Когда Жене было 22 года, ее родные прочли в газете объявление, в котором молодой человек, потерявший зрение, хотел познакомиться с девушкой. Женя ответила. Так они и нашли друг друга – Женя Канакова из Буденновска и Саша Видьманов из Светлограда.

Вот они сидят рядом – такие разные: молчаливая красавица Женя и очень общительный, веселый Саша.

– Как же вы начали встречаться? – не могу удержаться от вопроса.

– Письмо написала мама, – улыбается Саша. – Это она нашла мое счастье. А потом мы с Женей полтора года перезванивались. Разговаривали часами, буквально обо всем – просто рассказывали, что сейчас делаем, кто пришел… Потом несколько раз встречались.

Когда Саша с родителями приехал сватать Женю, вышло так, что все за них решили отцы. Пока молодые люди сидели и не знали, как начать разговор о цели приезда, отцы вышли на улицу покурить, а потом зашли и напрямик спросили: «Ну что, Евгения, пойдешь замуж за Александра?». Женя растерялась, а Саша зашептал ей: «Да! Говори «да»…».

– Сначала я решилась приехать только на неделю, – вспоминает Женя, – но мне здесь сразу так понравилось, что возвращаться уже не стала.

Так и родилась их семья два года назад. Они не только расписались в загсе, но и обвенчались – стали мужем и женой перед Богом. Об отношениях с Богом стоит сказать отдельно. Все началось с увлечения пением. В Буденновске Женя ходила в вокальный кружок, потом познакомилась с местными композиторами. Обычно музыку пишут на стихи, а здесь случилось наоборот: Жене приносили музыку, и под ее звуки у юной поэтессы рождались строки. Через какое–то время Женя начала петь в церковном хоре.

...У Саши своя судьба, своя история. Зрение он терял постепенно и к концу учебы в университете не видел уже совсем. Стало ли это настоящим ударом для молодого, симпатичного учителя истории – вопрос риторический. Что он делал, как боролся с окутавшей черной пеленой, знают только он да его родители, которые всегда были рядом и буквально тащили его к свету от черных мыслей.

Настоящим лучиком в темноте стала для него Женя. А скоро у супругов появится их общий лучик – сыночек.

«Потеряв зрение, лучше видишь душу», – уверяют супруги Видьмановы. Человек словно погружается в иной, особенный мир, он начинает чувствовать то, что неподвластно нам, обыкновенным. Женя рассказала о своем друге, слепом с рождения, который всегда точно мог сказать, какого цвета подъехавшая к дому машина. А Саша описал такую ситуацию: однажды его приятель что–то эмоционально рассказывал, Саша слушал, а потом неожиданно попросил: «Не маши рукой!». Тот изумился: «Откуда ты знаешь?». Дело в том, что приятель действительно размахивал рукой, и Саша почувствовал это, при том что стоял от него довольно далеко.

Напоследок супруги меня еще раз удивили: «Мы можем описать внешность любого человека». «И как выгляжу я?» – спрашиваю. Невероятно, но очевидно – они описали меня в точности!

Когда я собралась фотографировать Сашу и Женю, они сели на диван и, не сговариваясь, тесно переплели руки. Вот так, не размыкая рук, они идут по жизни.

Петровский район

Елена АРЦИМОВИЧ