00:00, 28 января 2010 года

Грязное море – священный Байкал

Руководитель Байкальской программы «Гринпис» Роман Важенков назвал это решение «самым грустным моментом нового постановления» о производстве на Байкале. «Пункт о запрете производства удален полностью и без каких–либо условий – сбрасывание становится возможным в любом количестве и любого содержания, сколько нужно и когда нужно», – пояснил он.

Но это, увы, не единственное нововведение. Изменено и положение, по которому ранее полностью запрещалось складирование, захоронение и обезвреживание вновь образующихся опасных промышленных отходов. Теперь обращение с отходами пятого класса опасности (из пяти возможных) запрещено лишь «за пределами специально оборудованных мест размещения отходов». Это, по словам Важенкова, может привести к тому, что в качестве «складов» для отходов химической промышленности будут использовать берега Байкала.

Ученый секретарь Научного совета по Байкалу Сибирского отделения РАН Ирина Максимова назвала постановление премьера огромным ударом по имиджу России, полностью перечеркивающим перспективы туристического бизнеса на Байкале. А ведь именно на него, как на реальный способ вывести регион из экономического кризиса, в свое время уповали местные власти, напомнила Максимова. Теперь же власти заводят экономику в тупик. «Оборудование на комбинате старое, зачастую изношенное на 80 процентов. Мы делали бизнес–план, согласно которому производство все равно будет убыточным», – заявила эксперт.

Напомним, что осенью 2008 года Байкальский целлюлозно–бумажный комбинат (БЦБК) по требованию Росприроднадзора перешел на систему замкнутого водооборота, борьба за которую между экологами и владельцами комбината продолжалась десятилетиями. Такая система означала конец сброса загрязняющих веществ в озеро. Также комбинату запретили использовать хлор для отбеливания целлюлозы. Однако цены на небеленую целлюлозу резко упали, и на фоне общего кризиса предприятие стало убыточным. Байкальский комбинат приостановил свою работу в октябре 2008 года и сократил около 1500 человек.

После голодовки рабочих и пикета в Иркутске бизнесмен Олег Дерипаска, структурам которого принадлежит контрольный пакет акций комбината (49 процентов принадлежит государству в лице Росимущества), принял решение о возобновлении работы БЦБК. Год спустя началась так и не завершившаяся процедура банкротства предприятия. А на прошлой неделе Байкальский ЦБК заработал снова, и с его конвейеров сошла первая после остановки партия небеленой целлюлозы.

Байкал стал объектом Международного наследия ЮНЕСКО в 1996 году. Одним из условий включения легендарного озера в перечень было прекращение сброса сточных вод. Роман Важенков не исключает, что нарушение этого условия может привести к исключению озера из списка ЮНЕСКО. Такие прецеденты уже были.

По материалам российских СМИ.