00:00, 22 января 2010 года

Стажировка в Великобритании поможет музейному проекту «Ставрополье – родина слонов»

Потанинский фонд известен проводимым вот уже ряд лет конкурсом «Меняющийся музей в меняющемся мире», в рамках которого год назад команда ставропольских музейщиков во главе с Анной Швырeвой получила грант победителя за известный проект «Ставрополье – родина слонов». Наши постоянные читатели имели возможность по публикациям в «СП» следить за судьбой второго ископаемого южного слона, «старший брат» которого уже сорок лет украшает музейный зал природы.

Вряд ли надо говорить, с каким воодушевлением встретила приглашение Анна Константиновна. Она сейчас вовсю готовится к встрече с английскими коллегами, даже новый ноутбук осваивает усиленными темпами. Кстати, среди ее попутчиков будут еще несколько победителей конкурса. Например, Елена Дмитриева из Коломенского центра развития познавательного туризма с проектом «Музей коломенской пастилы. История со вкусом». Коломенские музейщики разыскали старинный... рецепт яблочной пастилы и активно содействовали возрождению ее производства! Еще один интересный проект у Татьяны Ешиной из музея–заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» – «Музейная почта»: в течение года там велся анализ связей музея с самыми разными уголками страны и мира. Признаны актуальными и социально значимыми проект»СВЕТлое детство» (для детей со слабым зрением) Натальи Потаповой из музея «Огни Москвы» и «К нам на огонек» (для людей старшего возраста) Ольги Туркиной из Музея городского быта «Симбирск конца ХIХ – начала ХХ вв.» (Ульяновск). Людмила Сафонова из Белокалитвенского музея Ростовской области замечена за проект «Просто жизнь. Социалистическая провинция: история места в конкретный период времени». Без всякого преувеличения можно сказать: наш Слон в этом перечне – самый удивительный!

– Приятно, что нашему музею удалось, видимо, неплохо «раскрутить» проект, посвященный скелету южного слона, – говорит Анна Константиновна. – Тут я должна сказать слова благодарности всем краевым СМИ, так хорошо освещавшим нашу работу, это в значительной мере помогло продвижению проекта с первых дней. Ну а сейчас уже настало время анализировать и успехи, и промахи, которые тоже были.

Да, много получилось интересного у музейщиков, вдохновленных удивительным открытием осени 2008 года. Для Анны Швырeвой тот сентябрь стал вообще особенным: ведь в еe профессиональной биографии находка в глиняном карьере Новоалександровского района стала второй! Какой еще музейщик мира может похвалиться таким везением «в квадрате»? Правда, я убеждена, что по–настоящему везeт именно таким самоотверженным труженикам.

– Но мы пока еще не овладели средствами файндрайзинга, – самокритично вводит в беседу непривычный для слуха термин Анна Константиновна и сама же поясняет, – не сумели привлечь на свою сторону возможных спонсоров. Правда, жестко нам никто не отказал, говорили – подождите, посмотрим... Все отгораживались кризисом... Только министерство культуры края выделило 250 тысяч рублей на реализацию проекта. Но этих денег, даже с присоединением полученного Потанинского гранта, все же недостаточно для завершения работ...

В ходе предстоящей в апреле стажировки Анна Швырeва как раз и собирается «подсмотреть» полезный опыт англичан: музеи Великобритании славятся умением работать с посетителями, у них хорошо поставлена работа по привлечению дополнительных средств, способствующая развитию и выставочной, и научной деятельности. Причем стажировка предполагает отдельную программу для каждого из участников. Так, Анна Константиновна наметила для себя: как палеозоологу ей прежде всего хочется посетить Британский национальный музей, «из любопытства» – Музей мадам Тюссо, а еще попросила направить еe в какой–нибудь музей с инновационными программами, новыми средствами и технологиями проектирования и создания выставок. Ведь впереди – продолжение проекта «Ставрополье – родина слонов». Есть задумка – создать масштабную экспозицию «В мире ископаемых слонов». Но это опять–таки потребует финансовых затрат, а откуда их взять отнюдь не богатому музею?

– Недаром юмористы придумали уже про нас такую шутку: получили слона и не знают, чем его кормить! – в голосе Анны Константиновны слышна грустная ирония.

Правда, оптимист по натуре, она не сомневается: наверняка можно «кое–что придумать». Почему бы в наступившем 2010 году не поучаствовать еще раз в конкурсе Потанинского фонда? Есть уже и название для нового проекта – «Элефантиада Ставрополья». В основе – задача перспективная и благородная: изменить музейный имидж Ставрополья, привлечь внимание российского и иностранного туризма. «Вокруг» проекта возможно проведение целого ряда общественных акций, способных материально поддержать музей. К примеру, конкурс на присвоение какому–нибудь кафе «брэндового» имени «Два слона» (просьба к предпринимателям – не воровать идею!). Продолжить традицию широко отмечать День рождения Слона 21 сентября – дату начала раскопок–2008. Быть может, даже с выездом непосредственно на место «рождения», в тот самый знаменитый ныне карьер... А на День края выходить со Слоном в праздничной колонне, ведь он – наша общая гордость! На ура пойдут футболки и кружки с изображением Нашего Слона. А молодежь с удовольствием применит свою фантазию на Карнавале слонов... Горзеленстрой может клумбу соответствующую изготовить. А художники – украсить улицы и парки слоновьими скульптурами. Словом, предложения принимаются!

Сейчас «слоновья» команда музея продолжает обработку «косточек» Нюси, как окрестили сотрудники новоалександровскую находку. С особой благодарностью отзывается А. Швырeва о ставропольском скульпторе Мясникове: несмотря на отсутствие финансирования, Георгий Прокофьевич продолжает реставрацию, в стадии завершения – выполненный заново череп слона, совсем скоро его смогут увидеть посетители среди всей массы доисторических останков, которые пока представлены в виде бесформенной груды. Этакая имитация раскопа. Но каждая частица здесь уже прошла серьезную обработку и выдержку на прочность. Не удалось пока лишь установить пол второго слона, тут понадобится дальнейшее изучение. Что вовсе не мешает Нюсе оставаться именно Нюсей. А вот у сорокалетнего «братца», оказывается, до сих пор имени нет! Словно все эти десятилетия ждал он появления сестрички: теперь–то уж точно и его хорошим именем назовут. Может, и такой конкурс стоит объявить?

Впереди и решение еще одной задачи – куда ставить Нюсю? Площади музея ограничены до чрезвычайности. Но, как это частенько бывает с обитателями тесных квартир, они умудряются ловко «переставлять мебель», придавая дому новое лицо. Вот и музейщики вынашивают любопытный план оптимизации размещения экспонатов, однако об этом пока рано...

А вот о Париже сказать стоит. Дело в том, что Анне Швырeвой в 2010–м предстоит побывать и во Франции, где тоже есть свой ископаемый южный слон (всего в мире четыре таких города). Оттуда прислали приглашение на V Международную конференцию «Мамонты и их окружение», а покольку южный слон – одно из звеньев этой цепочки, то в конце августа – начале сентября Анна Константиновна будет делать доклад в Париже... Согласитесь, все–таки замечательная у неe судьба!

– Не жалуюсь, по крайне мере, в творческой биографии все ладится, – со сдержанно–радостной улыбкой говорит Анна Константиновна. – Особенно богатым выдался прошлый год Быка – Тельца, а я, между прочим, Телец по гороскопу! Вот так и начнешь верить в счастливую звезду...

*****

Звезда звездой, а на международный уровень выходить надо. Быть может, англичане или французы предложат какие–то формы сотрудничества? Вон Азовский музей недавно возил аж в Японию свои уникальные экспонаты. А чем хуже наши слоны?! Они уже привлекают к Ставрополю внимание туристов. Например, автопутешественники России включили в свой маршрут Ставрополь именно из–за Слона! И успели побывать на музейном празднике «Слоноуин» по пути из Петербурга в Минводы.

– Конечно, проект Слона здорово всколыхнул, подтянул и меня, да и весь музей, хочется соответствовать всем этим подаркам судьбы, – подытоживает беседу Анна Константиновна. – Вот только никак не обойтись нам без поддержки земляков, тех, кому дорог престиж Ставрополья – родины слонов.

«Чем кормить слона?»
Газета «Ставропольская правда»
22 января 2010 года