00:00, 19 января 2010 года

Дороги в Ставропольском крае не соответствуют стандартам

­ Игорь Александрович, какую оценку вы дали бы состоянию сети автодорог в нашем регионе?

­ Не открою Америки, если скажу, что развитие любой территории напрямую зависит от того, насколько развитую сеть транспортных артерий он имеет. Если говорить в общем, то пока приходится признать, что социально­экономическое развитие Ставропольского края сдерживается, в числе прочего, из­за неудовлетворительного транспортно­эксплуатационного состояния и недостаточного уровня развития автомобильных дорог общего пользования. К «слабым» сторонам транспортной сети можно отнести, в частности, ее радиальную структуру, ориентированную на крупные административные центры, и недостаточное количество соединительных дорог; низкую их пропускную способность; нехватку обходов населенных пунктов и несоответствие прочностных характеристик дорог современным нагрузкам. К примеру, большинство из них рассчитаны на движение автотранспорта с осевой нагрузкой шесть тонн, тогда как новые требования повышены до уровня в 10­15 тонн. Мостовые сооружения рассчитаны на нагрузку до 30 тонн, а необходимо довести эту планку до 56 тонн.

­ Так что нужно сделать, чтобы дороги в крае соответствовали требованиям времени? Будем строить новые?

­ В прошлом году в крае была принята Стратегия развития сети автомобильных дорог до 2025 года. Главная ее цель — обеспечить транспортной доступностью все населенные пункты Ставрополья. При этом нет необходимости в строительстве новых дорог. Требуются реконструкция существующих сетей и доведение технических категорий наших дорог до более высоких.

По оценке министерства дорожного хозяйства края, для того чтобы привести региональную сеть в порядок, необходимо 38 млрд. рублей. Средства на эти цели мы планируем привлекать из краевого и федерального бюджетов. К примеру, на 2010 год бюджет отрасли составляет почти 2,1 млрд. рублей. Из них 1,6 млрд. выделяет край, 452 млн. ­ федерация. Кстати, в СМИ много говорилось о том, что государство в связи с подготовкой к Олимпиаде­2014 направляет львиную долю средств на развитие транспортной инфраструктуры Краснодарского края, оставляя «за бортом» другие регионы. Это не совсем так. Безусловно, на подготовку олимпийских объектов выделяются немалые деньги, но и у нас остается возможность получить финансовую подпитку в виде бюджетных кредитов, субсидий, на условиях софинансирования. Это уже немало.

­ Какие транспортные объекты в крае требуют наибольшего внимания?

­ Главный объект на сегодняшний день — это трасса Пятигорск­Георгиевск. В 2008 году мы приступили к реконструкции участка общей протяженностью 6,2 км. Об этом, кстати, в свое время писала и «Ставрополка». Дело в том, что ранее это была самая загруженная и аварийная дорога в крае. Пока мы реконструировали здесь два пусковых комплекса общей протяженностью 5,2 км. Теперь этот участок соответствует первой технической категории. Другими словами, ставропольцы получили широкую, удобную и безопасную дорогу. Здесь резко уменьшилось количество ДТП. Третий пусковой комплекс планируем сдать в 2010 году, таким образом мы полностью завершим реконструкцию первой очереди данной дороги. Однако работа на этом направлении продолжится. В перспективе мы должны полностью «развязать» узел близ Георгиевска, куда сегодня вынужденно заходит весь транзитный транспорт. Уже готова проектно­сметная документация на строительство второй очереди дороги Пятигорск­Георгиевск от станицы Лысогорской до Пятигорска. В текущем году начинаем реконструкцию автомобильной дороги Георгиевск­Новопавловск и строительство обхода Новоалександровска, что будет способствовать развитию транспортного коридора, связывающего порты Азово­Черноморского побережья с Каспием.

­ Это все масштабные проекты. А как обстоит дело с дорогами местного значения? Как известно, на место крушения «Невского экспресса» в минувшем году не смогли оперативно добраться машины чрезвычайных служб именно из­за бездорожья. Если бы не этот фактор, жертв, наверное, могло быть меньше...

­ У нас другая ситуация. Железнодорожные пути по всей протяженности открыты для подъзда транспорта. Транспортной доступностью обеспечена и большая часть населенных пунктов Ставропольского края. На сегодняшний день осталось лишь 52 поселения, не имеющие подъездной дороги с твердым покрытием. Но до 2015 года половину из них мы «отработаем».

­ Игорь Александрович, в прессе сегодня активно муссируется тема запредельной дороговизны строительства дорог в России по сравнению с другими странами. Насколько, на ваш взгляд, это обосновано?

­ Действительно, в прошедшем году этот вопрос поднимался часто. Но речь шла в основном о Москве. В крае же строительство километра дороги первой технической категории обходится примерно в два миллиона долларов. На первый взгляд, немало. Однако в Австрии, к примеру, этот показатель оценивается в шесть миллионов, в США — в восемь. При этом у нас в смету включено абсолютно все, включая перенос коммуникаций и выкуп земельных участков, домовладений. А на Западе эти вопросы решают муниципалитеты, предоставляя дорожникам готовую строительную площадку.

­ На дорожников часто жалуются также по поводу того, что состояние дорог порой становится причиной аварий...

­ Могу заверить, на Ставрополье этому уделяется большое внимание. Создана краевая комиссия по безопасности дорожного движения, ежеквартально рассматривающая все возникающие в этой сфере вопросы, реализуется соответствующая целевая программа. Кроме того, мы постоянно следим за наличием разметки, освещения, обустраиваем съезды, устанавливаем информационно­указательные знаки и барьерные ограждения. О результатах этой работы говорят цифры. Если в 2008 году на дорогах регионального значения произошло 383 ДТП, то в 2009­м — уже 358. Число раненых уменьшилось с 598 до 526 человек, число погибших — со 106 до 95 человек. При этом на каждое ДТП выежает наш представитель, и могу сказать точно, что до сих пор дорожного фактора, который мог бы стать причиной аварии, зафиксировано не было. К сожалению, главными причинами подобных трагедий по­прежнему остается нарушение ПДД самими участниками дорожного движения: выезд на «встречку», превышение скоростного режима, наезд на пешеходов.

­ И, наконец, как вы оцениваете состояние дорожной сети в краевом центре. Думаю, со мной согласятся многие читатели, что идеальной ее назвать пока трудно.

­ Ставрополю нужно думать об оптимизации дорожного движения. Необходима автоматизированная система управления дорожным движением, которая будет способствовать регулированию транспортных потоков в часы пик. Необходимо рассмотреть вопрос о строительстве транспортных развязок в различных уровнях, подземных и надземных пешеходных переходов, устройстве дополнительных транспортных связей «Центр – Северо­запад» и «Центр­Ташла». Я знаю, городская администрация также готовит проектно­сметную документацию на расширение нижней части улицы Ленина. Безусловно, нужно что­то делать и с организацией парковок, особенно в центре города.

­ Напомню и про ставший причиной многочисленных жалоб горожан многострадальный перекресток улиц Доваторцев­Тухачевского.

­ Его действительно необходимо было расширять. После реконструкции город получит равнозначный перекресток, что позволит значительно снизить аварийность на этом участке и обеспечить еще один удобный и безопасный въезд в город. Транзитный транспорт сможет проезжать напрямую с улицы Космонавтов на ул. Тухачевского и дальше на Западный обход. Сегодня здесь завершена основная часть работ. По сути, осталось выполнить работы по устройству верхнего слоя и нанесению разметки. Думаю, к апрелю этот объект будет готов к сдаче.

««Слабые» стороны дорог»
Газета «Ставропольская правда»
19 января 2010 года