00:00, 14 января 2010 года

Джамаладин Гасанов: Закон об «естественном отборе»

­ Тема на самом деле глубока и масштабна, ­ отметил наш собеседник. ­ По сути, это новый институт в сфере градостроительной области, инженерных изысканий, архитектурно­строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Попытки передать государственный контроль в сфере строительства в руки некоммерческих партнерств предпринимались уже трижды. До сих пор безрезультатно. В конечном итоге были приняты окончательные поправки в Градостроительный кодекс и сам закон о СРО. Из этого следует, что с 1 января 2010 года всю ответственность за деятельность в сфере строительства и проектирования возьмут на себя саморегулируемые организации. Они будут играть роль основного механизма в регулировании отрасли, а членство в СРО станет единственной разрешенной формой подтверждения деятельности компании на строительном рынке. Учитывая, что строительное лицензирование уже отменено, процесс перехода к саморегулированию будет достаточно трудоемким. Я имею в виду не только процесс, в котором каждое предприятие будет вынуждено пересмотреть свой кадровый состав, но и выдвигаемые требования к членству в организации и выдаче свидетельств о допуске к работам. Которые теперь станут обязательным условием нормального функционирования организаций в строительной сфере.

­ Получается, что единственный способ осуществлять законную строительную и проектно­изыскательную деятельность ­ это вступить в саморегулируемую организацию и получить допуски к строительным работам?

­ Именно так.

­ А если кто­то все­таки решит обойти закон?

­ Очевидно, что те строительные, инженерные и проектные организации, которые до сих пор не обзавелись мандатами члена одного из СРО, окажутся, по сути, вне закона: лицензия уже не будет действовать, а свидетельства о допуске к тем или иным видам работ ими не получены. Во избежание административной и уголовной ответственности им придется приостановить свою работу, ибо с 1 января их деятельность будет рассматриваться как незаконное предпринимательство.

­ И какие санкции могут последовать?

­ С января начинают действовать ст. 171 УК РФ и 173 ГК РФ. Первой предусмотрена уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы сроком на пять лет (при отягчающих обстоятельствах), второй ­ все договоры, заключенные лицами, не имеющими свидетельства о допусках, могут быть признаны недействительными ­ с конфискацией полученных в результате денежных средств в доход государства. Наказание будут нести в равной степени как исполнитель, так и заказчик с генподрядчиком. Не думаю, что кто­то захочет рисковать. Сегодня время дальновидных бизнесменов и грамотных руководителей, заинтересованных в развитии своих предприятий. Наличие разрешительных документов ­ это залог спокойной и эффективной работы организации. А также возможность избежать застоя бизнеса в будущем.

­ Был ли контроль более жестким при системе лицензирования?

­ Прежняя система не обеспечивала отсева недоброкачественных участников рынка. С новым законом ситуация качественно меняется. На рынке строительства останутся лишь те, кто зарекомендовал себя не только многолетним добросовестным и качественным трудом, то есть компании с хорошей репутацией. Уйдут фирмы­однодневки, с которыми много лет с переменным успехом боролись наши правоохранительные и налоговые органы. Концепция закона ­ добиться повышения качества строительных услуг. В условиях рынка это должно стать нормой. Тема саморегулируемых организаций коснется не только строительных организаций, но и проектировщиков и изыскателей, которые получат не менее положительный эффект от вступления в СРО.

­ В чем состоит идея общенационального объединения отрасли, о которой сегодня также много говорят?

­ Процесс саморегулирования ­ это элемент создания общей среды на строительном рынке, выстроенный из нескольких составляющих, где есть участники процесса и государство. Благодаря новой системе технического регулирования СРО сможет оперативно брать на вооружение самые современные в мире технологии. Это то, к чему призывают и президент страны Д. Медведев, и премьер В. Путин. И если мы заговорили об идее СРО, то главным критерием здесь будет являться не только обеспечение высокого качества строительства. Новая система обеспечивает возможность переложить надзорные и контрольные функции за деятельностью субъектов в конкретной отрасли с государства на самих участников рынка: освобождая тем самым государство от выполнения лишних функций, сокращая бюджетные расходы на эти цели, защищая при этом интересы рынка от недобросовестных застройщиков. Закон суров, но он закон!

­ То есть будет происходить «естественный отбор»?

­ Абсолютно верно. Ведь до сих пор значительная часть строительных лицензий принадлежала так называемым «отмывочным» компаниям, которые теперь будут вынуждены уйти с рынка. Потому, во­первых, что членство в СРО чревато значительными расходами, во­вторых, каждая саморегулируемая организация будет нести персональную ответственность за каждое предприятие, состоящее в ее рядах. Никто не захочет отвечать за своих членов рублем из специального компенсационного фонда.

­ Несколько слов о компенсационном фонде.

­ Градостроительный кодекс России предусматривает два варианта обеспечения имущественной ответственности членов СРО. Это создание компенсационного фонда из достаточно крупных взносов каждого участника. А если компенсационный фонд будет меньшего размера, то дополнительной гарантией должно стать страхование ответственности каждого члена СРО. Закон четко оговаривает, что компенсационный фонд должен быть у каждой саморегулируемой организации. А страхование остается на усмотрение самой организации, которая вправе выбирать страховую компанию и условия договора. При вступлении в СРО каждая компания должна внести в компенсационный фонд свой вклад и предоставить полис страхования гражданской ответственности. В случае ЧП платить будет страховщик, потом в порядке субсидиарной ответственности ­ предприятие, затем ­ СРО. После выплаты ущерба членам СРО придется скинуться еще раз, чтобы восстановить компенсационный фонд. Таким образом, создается институт коллективной ответственности, призванный способствовать повышению уровня гарантий потребителям услуг в строительной сфере.

­ Не рассчитана ли новая система на «истощение» малых строительных фирм. И не получится ли так, что через полгода крупные компании начнут нанимать «малышей», раньше работавших самостоятельно, причем на явно невыгодных условиях?

­ Я не вижу механизма «истощения». Подавляться будут однодневки, задача которых выигрывать тендеры с целью дальнейшей продажи. Чтобы этого не происходило, будет проверяться весь перечень работ, требующих допуск от СРО. Уже сегодня подготовлен ряд рекомендаций и поручений со стороны антимонопольной службы на предмет наличия признаков нарушения законодательства о защите конкуренции.

­ Кто будет осуществлять контроль за деятельностью СРО?

­ Государственный контроль и ведение государственного реестра будет выполнять Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ (Ростехнадзор) путем плановых и внеплановых проверок.

­ Насколько болезненным для рынка будет переход к модели саморегулирования?

­ По оценкам многих специалистов, больше всего нареканий вызывает система взносов в СРО. Многие даже считают несправедливым равный размер вступительных платежей для всех участников, вне зависимости от объема заказов и оборота компании. И поговаривают, что для небольших компаний вступительные взносы могут быть весьма ощутимы. Для изыскателей и проектировщиков взнос составит 150 тыс. рублей, для строителей ­ 300 тыс. рублей. Обратите внимание, суммы вполне разумные. Здесь очень важно понимать, каким колоссальным плюсом обернутся для участников СРО эти траты. Это прежде всего новые технологии, которые легитимно приходят на рынок. Идея стоит того, чтобы понести какие­то потери. Хотя, по моему мнению, это не потери, а разумные шаги для развития качественной отрасли в стране.

Л. НИКОЛАЕВА, Андрей АКСЕНОВ
«Закон об «естественном отборе»»
Газета «Ставропольская правда»
14 января 2010 года