00:00, 6 января 2010 года

Музей церковной истории и искусств Ставропольской и Владикавказской епархии уникален

Мало кто сегодня знает, что такой музей существовал еще до революции 1917 года. Инициаторами его стали в 1906­м члены губернского Церковно­археологического общества. В 20­е годы «идеологически чуждое» учреждение, конечно, закрыли, экспонаты в основном утрачены. И вот уже в наши дни при содействии профессионалов из краеведческого музея­заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве епархиальный музей воссоздан, причем – ничуть не нарушив ни канонического интерьера храма­колокольни, ни четко определенного режима действия находящейся на его первом этаже крестильни. Винтовая лестница ведет ввысь, где анфилада из трех светлых залов под куполообразным сводом сама по себе уже придает помещению необычную атмосферу торжественности, настраивая посетителя на особый – сосредоточенный лад.

Назвать собранные здесь предметы коллекцией или тем более экспозицией как­то не получается. С этого и началась наша беседа с главным хранителем музея протоиереем Михаилом Моздором (на снимке) в зале, посвященном старинным иконам. Мой «гид» с первых слов пояснил, что цель проводимых здесь «экскурсий» ­ не любопытное разглядывание, но – приобщение к духовной культуре и истории, а каждый предмет – не просто «экспонат», но объект поклонения и священной памяти для верующего человека.

­ Всякая икона создана для молитвы, и уже поэтому представляет ценность, причем ценность прежде всего духовную, ­ говорит отец Михаил. – В определенном смысле для нас изначально было проблемой то, что мы эти святые образы располагаем в музее. Решили поступить так: прежде чем начать рассказывать посетителям об экспозиции, возжигаем свечу на специальном шандале, произносим молитву. Со временем здесь появятся специальные таблички с текстами молитв. Чтобы перед этими святыми образами молитва совершалась, иначе это будет неестественная среда для них.

Значительную часть представленных в этом зале икон составили переданные в дар музею архиепископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном из его личного собрания ­ более сорока. В основном это образы Спасителя и Пресвятой Богородицы ­ Казанская, Владимирская, Смоленская. Смотрят на нас и лики святых великомучеников Пантелеимона, Иоанна Предтечи. А вот совершенно необычные по своей форме иконы – овальная Богородичная и круглая ­ апостола и евангелиста Марка, такие как правило располагаются в царских вратах храма. Большая часть икон создана в ХlХ веке, то есть каждой уже по меньшей мере свыше полутораста лет. Тема (да простится мне сей светский оборот речи) Божией Матери отражена не только собственно образом Богородицы, но и запечатленными иконописцами моментами поклонения ей. Внимательного взгляда требуют многосюжетные иконы, отразившие календарный круг двунадесятых праздников.

Разумеется, несведущий посетитель без дополнительного разъяснения не обойдется. Ведь, помимо изобразительного содержания, многие иконы имеют еще и свою «биографию». Именно из­за такой особой судьбы одна икона, пояснил отец Михаил, не может стать просто экспонатом, а будет находиться в соборе, поскольку к ней должен быть открытый доступ прихожанам. Речь об удивительной иконе Воскресения Христова, также из собрания владыки Феофана: она написана на кипарисе, взятом из древних стропил купола Иерусалимского храма Воскресения Христова… Зато в экспозиции можно увидеть немало икон, подаренных архиерею в период его служения на Кавказе. На отдельном стенде формируется коллекция эмалевых икон, она пока невелика, но скоро здесь появятся новые поступления. Так, четыре красивейших образа на эмали пожертвовал отец Святослав из станицы Барсуковской. А на другой стене зала обращают на себя взгляд иконы старообрядческого письма, как например, вот эта – в центре традиционного рисунка расположено непривычное по материалу металлическое распятие. Некоторые из старинных образов изготовлены с использованием сусального золота в изображениях нимбов святых. А несколько икон выполнены по технологии… палехской и хохломской росписи.

Поскольку каждая икона по своей сути представляет все­таки «картину» ­ на определенном материале и с использованием красок, этот зал, конечно, нуждается в особом режиме температуры и влажности. Для чего помещение регулярно проветривается, имеются емкости с водой, словом, основные требования соблюдаются. Большую помощь в размещении, а также и реставрации икон, сильно пострадавших от времени, оказали ставропольские художники Сергей Паршин, Василий Поляков. Кстати, еще одна находится в работе в мастерской Николая Манякина.

Несколько оживляет строгую обстановку зала макет православного храма из дерева. Этот своего рода обобщенный образ, выполненный с истинно художественным вкусом и мастерством, подарен музею выпускником заочного отделения Ставропольской духовной семинарии священником Василием Казаченко из Краснодарской епархии. И уж совсем экзотично смотрится рельефная икона явно западной традиции, вероятно, находившаяся когда­то либо в католическом храме, либо в семье католиков. Долгие десятилетия она хранилась в Андреевском соборе после того, как принес ее к служителям храма ныне неизвестный житель Ставрополя...

­ Спасибtо всем добровольным хранителям этих бесценных святынь, ­ говорит отец Михаил. – Благодаря этим людям мы с вами сегодня имеем возможность прикоснуться к страницам нашей духовной истории. Спасибо и директору краеведческого музея Николаю Охонько, и научному сотруднику Елене Елагиной, помогавшим нам в подборе выставочного материала. Много сил отдал созданию музея бывший проректор семинарии архимандрит Роман Лукин. И особая признательность нашему владыке за его архипастырское участие, за предоставление этого прекрасного исторического помещения.

В соседнем зале расположены предметы облачения священнослужителей и церковная утварь ­ престольный крест, Евангелие, дарохранительница, в которой ­ все необходимое для обряда причащения больных на дому. А вот под стеклом ­ награды Русской православной церкви, а также Элладской и Польской церквей. Хочу подчеркнуть: тут нет используемых в светских музеях муляжей, все ордена самые настоящие, преподнесенные в разное время реальным людям. Как, например, награды покойного владыки Гедеона ­ ордена Даниила Московского, Святого князя Владимира и Преподобного Сергия Радонежского…

Среди безусловных и духовных, да и, в общем­то, художественных ценностей – красочные пасхальные яйца (кстати, дар отца Романа), старинный покров для дарохранительницы, изготовленный более ста лет назад в женском монастыре близ Владикавказа, узор на покрове вышит золочеными металлическими нитями. Это сегодня в таких изделиях используют современные материалы, а тогда, сто лет назад, все применялось натуральное. И сохранилось замечательно. Как вставки ангельских ликов, отпечатанные на бумаге, доныне украшающие эти потемневшие от времени покровы. Как чудом уцелевший памятный медальон, отчеканенный к моменту освящения в 1883 году храма Христа Спасителя в Москве.

Вместе с отцом Михаилом мы продолжаем нашу экскурсию в зале книжных памятников, иначе о них не скажешь. Солидные по объему фолианты датируются ХlХ веком. Как эта богослужебная книга, удивившая своими огромными полями, обрамляющими текст: оказывается, было принято оставлять их в расчете на будущее ­ когда края книги со временем ветшали, их аккуратно подрезали без ущерба для текста. Книги эти были призваны служить долго, и берегли их чрезвычайно. Среди раритетов ­ рукописная (!) старообрядческая «Триодь» также ХlХ века, содержащая порядок богослужений в преддверии и в период Великого поста. Почему в девятнадцатом веке ­ и вдруг рукописный вариант, спросите вы. Да потому, что сложные отношения старообрядцев с властями начались еще при Петре Первом, и хотя позже им разрешили службы по старым книгам (если они не несут раскола), но вплоть до начала ХХ века они оставались «ограниченными в правах», и книгопечатание им было недоступно. Впрочем, замечает отец Михаил, в советский период тоже многие тексты переписывались от руки, правда, уже по другой причине...

С особой гордостью показывают в этом музее и вполне современный фолиант – прекрасно оформленное издание, выпущенное в 2007 году к 90­летию восстановления Патриаршества в России, где представлены все русские патриархи и исторические документы периодов их служения. Например, здесь можно увидеть диплом об окончании в 1900 году Московской духовной академии будущего Патриарха Алексия. Среди современных немало изданий Ставропольской епархии, таких, как «История христианства Кавказской Албании» ­ научный труд выпускника семинарии иеромонаха Алексея Никанорова, несущего ныне послушание в Италии.

Наверное, собрание музея служит хорошим подспорьем в учебной работе с семинаристами, спросила я отца Михаила. Не только. Здесь бывают самые разные люди, от школьников до генералов, приезжают из разных уголков и Кавказа, и России ­ от Санкт­Петербурга до Калмыкии и Черкесска. Регулярно приходят, например, слушатели учебного центра ГУВД СК, ребята из Ставропольского городского Дворца детского творчества. Среди недавних посетителей – студенты ряда колледжей и вузов.

В ближайших планах музея – подготовка экспозиции к предстоящему 65­летию Великой Победы, ведь православная церковь в годы Великой Отечественной войны вместе со всем народом вынесла страшные испытания, многие священнослужители и сами воевали, а уж сколько помощи фронту собрали прихожане храмов! Сегодня же в дар музею ставропольцы передают священные семейные реликвии, связанные с годами военного лихолетья. И уже скоро здесь можно будет увидеть переданную владыке Феофану «солдатскую молитву», оберегавшую воина в сражениях и сохранявшуюся шесть десятилетий в семье того солдата…

Вообще­то, к дарителям в этом музее отношение особое – осторожное.

­ Конечно, жизнь церкви нельзя рассматривать в отрыве от общегосударственного исторического контекста, ­ поясняет отец Михаил. ­ Но когда человек выражает желание что­то передать нашему музею, обязательно советуем хорошенько подумать, поскольку все­таки такого рода священные реликвии должны находиться прежде всего в семье. А что, если его дети и внуки хотели бы сами хранить дорогую им бабушкину иконку? Ведь в ней они видят духовную историю своего рода, не менее важную для каждого человека, чем история страны.

«С молитвой ­ в… музей»
Газета «Ставропольская правда»
6 января 2010 года