00:00, 30 декабря 2009 года

Религиозное просвещение в школе: ставропольский опыт

В частности, в Кисловодске действует православная гимназия полного образования, в Ставрополе – православная гимназия начального образования при Свято–Успенском приходе. Не так давно «СП» сообщала своим читателям о проходившей в стенах гимназии встрече ее педагогического коллектива с учителями начальных классов школ краевого центра. Сегодня своим взглядом на волнующие многих вопросы религиозного просвещения делится основатель и руководитель этого учебного заведения, один из авторитетных служителей Ставропольской и Владикавказской епархии, настоятель Свято–Успенского храма Ставрополя протоиерей о. Павел Рожков.

– Хотел бы начать с представляющейся мне особенно уместной сегодня цитаты из Программного документа Хlll Всемирного Русского Народного Собора, состоявшегося в мае 2009 года в Москве: «В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви подчеркнуто, что школа есть посредник между поколениями, передающий молодым людям ценности, накопленные за предыдущие эпохи. Задача приобщения молодежи к этическим принципам, актуальным для всех времен и восходящим к вечности, выходит сегодня на первый план в процессе школьного воспитания. Для ее осуществления требуется сотрудничество родителей, учителей, общественных объединений, органов государственной власти, религиозных организаций, союзов деятелей культуры... В идеале вся система образования и воспитания молодежи должна исходить из традиционных духовно–нравственных координат.».

Сегодня мы можем говорить о том, что православные учебные заведения выдержали испытание временем, хотя и немало остается еще сделать для укрепления их статуса, для обеспечения им достойных возможностей существования. Пока еще нет у них ни достаточных помещений, пригодных для занятий, ни средств для обеспечения учебного процесса, ни ощутимой государственной поддержки.

Для России предыдущий век явился веком тяжелейших испытаний. И нашей церкви пришлось многое пережить: поношения, разграбление, искусственно создаваемый раскол. Но тверда была вера и нерушимо ее единство. А церковь приобрела огромный опыт и обладает удивительной жизнестойкостью. Прежде всего именно потому, что всегда была вместе со своим народом и в радостях, и в испытаниях. У каждого народа, как известно, есть собственное лицо, уникальный душевный опыт, неповторимый характер, свой образ мыслей и свое мировосприятие. И роль церкви в созидании образа народа очевидна.

Весной 2010 года в ряде общеобразовательных школ России начинается пока в экспериментальном режиме преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Активно обсуждается эта тема в педагогических кругах нашего края. По–разному смотрят работники отрасли образования на то, кому доверить преподавание предмета. Четко выразил свою точку зрения наш владыка архиепископ Феофан: учителем данной дисциплины должен быть человек верующий, имеющий собственное внутреннее отношение к религиозным ценностям.

Забота о возрождении подлинной духовности общества подводит всякого здравомыслящего педагога к необходимости обращения к церкви как несомненно значимому в деле воспитания личности институту. Всем нам, приступающим к воспитанию детей, нужно спросить себя: кто мы есть и как мы живем? Как сказал когда–то святитель Московский Филарет: «Для распространителя веры нужны: во–первых, познания, с которыми он мог бы посеять слово Истины в сердца неверующих; во–вторых, ревность и одушевление; в–третьих, расположение к перенесению трудностей и лишений». Для людей церкви необходимо овладение знаниями на современном уровне. Да, наука без веры порождает чудовищ, но и верующий нуждается в основательных знаниях как одном из средств познания воли Божией в мире и инструменте устроения своего земного дома.

Конечно, в основе обучения должны лежать вечные ценности, основанные на преемственности традиций. То, что не устарело и никогда устареть не может. Все остальные значения должны как бы группироваться вокруг этого ядра, слагаясь в стройную и гармоничную систему. Тогда в головах детей не будет сумбура и мешанины.

Уверен: всякое развитие отношений между православной и государственной системами образования, всякое нахождение точек взаимопонимания можно только приветствовать, ибо они, безусловно, способны дополнять и обогащать друг друга. Сообща мы сможем эффективнее заботиться о здоровье наших детей – и физическом, и духовном. И также вместе противостоять тем, кто проповедует образ жизни, не совместимый не только с нравственными нормами христианства, но и с традициями и укладом жизни народов России. Реальная основа конструктивного взаимодействия церкви и органов образования мне видится в нравственном возрождении общества, укреплении семейных ценностей, а через них – и в противостоянии силам разрушения и распада.

Отрадно, что на рубеже тысячелетий церковь и государство пришли к пониманию необходимости совместной заботы о подрастающем поколении. В этом – залог нравственного возрождения всего народа. Никогда не утратят своего высокого смысла и своей актуальности слова, несколько лет назад сказанные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием ll в одном из его выступлений: «И пастырь, и учитель призваны к насаждению истинных понятий и истинных путей человеческой деятельности. Задачи просвещения, воспитания должны пронизывать собою всю нашу образовательную систему. В основе последней необходимо видеть не механическое усвоение наук, не стремление к учености, к образованию только ума наших учащихся, но и развитие их внутренних сил в духе благочестия, формирование цельной и целомудренной нравственной личности, сознающей свой долг пред ближними и Отечеством. В этом главнейшая забота образования».

Да поможет всем нам Господь в великом и святом деле просвещения!

«Кто мы есть и как живем?»
Газета «Ставропольская правда»
30 декабря 2009 года