00:00, 26 декабря 2009 года

Игорь Епринцев о направленности бюджета Ставропольского края 2010

­ Депутаты поддержали позицию правительства края исключить из бюджета индексацию социальных выплат. Но даже при этих условиях социальный блок явно «перетягивает» бюджет развития. Правильно ли это?

­ Около 80 процентов бюджета края 2010 года – социальные расходы. Это пенсии, пособия, стипендии, приобретение медикаментов, обязательное медицинское страхование неработающего населения и др. В этом же блоке финансирование строительства школ, больниц, детских садов. К сожалению, даже в социальной сфере мы вынуждены были сократить объем расходов на капитальное строительство. Решено закончить прежде всего те объекты, которые готовы к сдаче. И не открывать пока новых строек. Еще серьезнее, как вы знаете, секвестрированы расходы на развитие дорог, инфраструктуры, системы ЖКХ. Безусловно, очень жаль, что не успели сделать побольше в так называемые «тучные» годы, когда бюджет края имел профицит. Теперь ситуация иная – не обойтись без режима жесткой экономии. Поэтому главный финансовый документ принят сбалансированный, бездефицитный. Несмотря на то, что нашим приоритетом была и остается поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации, в связи с ограниченностью доходной части краевого бюджета принято решение не индексировать социальные выплаты. Мы долго обсуждали этот вопрос и на заседаниях комитетов, и на совете, даже на заседании Думы края, если помните, шли бурные дебаты. И выбор сделан в пользу, может быть, и не популярного, но наиболее реалистичного подхода. Только индексация социальных выплат потребовала бы дополнительно более полумиллиарда рублей. Да кроме того, не проиндексированной осталась зарплата бюджетников: а это еще 2,5 млрд. рублей. Увы, этих денег в краевой казне сегодня нет. Поэтому подавляющее большинство депутатов поддержали предложение исполнительной власти. Но точка не поставлена: если в бюджете появится хоть какая­то сверхплановая копейка, то она будет истрачена в первоочередном порядке именно на эти нужды. Просто в этом случае необходимо будет принять поправки в бюджет. Что же касается того, что социальный блок получился такой «тяжелый», нельзя было игнорировать ни одно из взятых ранее обязательств. У меня нет сомнений, что депутаты приняли правильное решение.

­ Доходы и расходы бюджета определены в объеме чуть более 50 млрд. рублей. При этом доходы превышают плановые показатели 2009 года на 11,8 процента. Насколько реалистично это задание на завтра?

­ Для сегодняшних нестабильных экономических условий это действительно довольно напряженные обязательства. Тем более что часть налогов ­ транспортный и единый сельскохозяйственный – переданы на муниципальный уровень. Налог на прибыль предприятий и организаций оставлен на отметке фактических поступлений 2009 года – а они, как известно, в связи с кризисом были меньше по сравнению с предыдущим годом (недополучено 2,9 млрд. рублей). И несмотря на повышение поступлений по ряду других налогов, например, на доходы физических лиц, акцизам, пока мы остаемся в минусе. И тем не менее у меня есть твердая уверенность, что экономика должна пойти на подъем. Ведь экономика Европы уже начинает подрастать. Движется следом и наша страна. В последнее время создается такое ощущение, что люди зациклились на кризисе, и потому так мало делается с прицелом на перспективу. Как только перестанем бояться, дело пойдет в гору. Кроме того, вселяет надежду общение с предпринимателями. Большинство уже полны планов. Хотя, конечно, проблем много, что и говорить. И главная причина «экономической пробки» ­ недоступность банковских кредитов для начинающего малого бизнеса. Как изменить ситуацию? Этот вопрос должен стать главной заботой в новом году. В настоящее время Дума создает нормативную базу по технопаркам. В нашем случае это не только индустриальные, но и туристско­рекреационные. Эта работа призвана привлечь бизнес заниматься высокими технологиями, освоением новой продукции, инновациями, совершенствованием инфраструктуры.

­ Каков главный урок кризисного, 2009 года?

­ Осознали, что необходимо более ответственно относиться прежде всего к планированию. Прогнозирование доходной части бюджета, необходимо признать, было из рук вон неважным. Были и дополнительные доходы, и остатки на счетах порядка 10 процентов от плановых показателей. А это, хоть тому и есть оправдания, уже брак в работе. Нельзя сегодня позволять себе такой расслабленности и приблизительности. Надеемся, что к концу 2009 года придем без остатков на счетах основных бюджетополучателей. Той же четкости, если не большей, потребует исполнение бюджета в будущем году. Основные усилия следует направить на мобилизацию доходов и проявить предельную осторожность в расходах. Многое зависит и от объема федеральных трансфертов, и от эффективности краевой налоговой службы, и от распорядительности муниципалитетов, и от активности бизнеса.

«Задание на завтра»
Газета «Ставропольская правда»
26 декабря 2009 года