00:00, 19 декабря 2009 года

Судейский «портфель»

«Принуждение к миру»

Елена Тимофеева не явилась в судебное заседание уже во второй раз. Пришли гособвинитель, адвокат, потерпевшая и свидетели, но подсудимая не соизволила. А ведь обвинение, выдвинутое в отношении нее, достаточно серьезное ­ угроза убийством. В конце июля вечером на кухне общежития, что на улице Бруснева, между Еленой и соседкой по этажу вспыхнула ссора. Тимофеева кричала девушке, что сейчас ее убьет, и в подтверждение грозных намерений размахивала ножом у той перед лицом. К счастью, до убийства не дошло, но не на шутку напуганная соседка обратилась с заявлением в милицию.

Итак, заседание вновь перенесено, и есть основания полагать, что Елена­таки будет на нем присутствовать, ее теперь подвергнут принудительному приводу. Мне, как стороннему наблюдателю, стало откровенно жаль людей, потративших свое время впустую. Одна свидетельница, по ее словам, с большим трудом отпросилась с работы, и если она с такой же просьбой подойдет к начальнику еще раз, то рискует нарваться на неприятности. Но все равно сделает это, потому что должна поддержать подругу­потерпевшую.

­ Случаи, когда участники процесса не являются в суд, нередки, ­ рассказывает помощник судьи Елена Порублева. ­ Причем внезапно «исчезают» не только подсудимые, но и потерпевшие, и свидетели. Причины разные, но, как правило, главная ­ это работа. Ею сегодня очень дорожат, и лишний раз человеку отпроситься даже в суд достаточно проблематично. А бывает, что когда потерпевшему возмещен материальный ущерб, то его интерес к дальнейшей судьбе подсудимого иссякает, и он «забывает», что суду надо довести дело до логического завершения. Что касается подсудимых, то иногда их вынуждены объявлять в розыск ­ тогда процесс приостанавливается, порой на долгие месяцы.

Водители, пешеходы и мелкие хулиганы

Количество рассматриваемых за день административных, гражданских и уголовных дел у мирового судьи разное. Если дела небольшие по объему, то их может быть несколько, а вот когда в процессе много участников и заявленных ими требований ­ и за неделю не управиться. Один из дней декабря у Я. Латынцевой начался с двух «административок». Фабула первой такова: водителя Парамонова с признаками алкогольного опьянения на проспекте Юности остановили сотрудники Госавтоинспекции и предложили ему на месте пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Он отказался, и тогда его направили в медицинское учреждение. Но Парамонов и тут заупрямился ­ не выполнил требования милиционеров. В результате было возбуждено дело об административном правонарушении, попавшее по месту его совершения к судье Латынцевой. Во время судебного заседания он ходатайствовал о передаче дела по месту жительства ­ в Туркменский район. Суд ходатайство удовлетворил, но, как пояснила Е. Порублева, и в «родном» суде мужчина может лишиться водительских прав на срок от полутора до двух лет.

А вот другое административное дело было связано с пешеходом. Ставрополец Михайлов перешел улицу на красный свет, и автоинспектор составил соответствующий протокол, согласно которому невнимательный горожанин должен был заплатить штраф в размере 200 рублей. Минул месяц, а Михайлов не только не уплатил положенную сумму, но и не явился в судебное заседание, хотя и был извещен телефонограммой. Что ж, суд рассмотрел дело в его отсутствие и оштрафовал на 400 рублей (кстати, могла быть применена и другая санкция ­ арест до 15 суток, так что ему еще повезло).

В плане на рабочий день у Латынцевой было и уголовное дело в отношении Эдуарда Шестернева, обвиняемого в краже денег из магазина. Сейчас судебное заседание по нему отложено, поскольку подсудимый не был доставлен приводом. Но судья все равно планирует дело для рассмотрения, так как обстоятельства в любой момент могут измениться ­ например, откроется дверь (разумеется, если не будет идти очередное заседание), и приставы введут под ловкие и охочие до чужого добра рученьки «беглеца».

К слову, вот так, «без очереди», милиционеры частенько привозят мелких хулиганов (нарушителей общественного порядка, среди коих матерщинники, пьяницы, пристающие на улице к прохожим). Их дальнейшая судьба решается судьей в тот же день.

А гражданское дело по иску Татьяны Алексеевой к индивидуальному предпринимателю Анатолию Иванову о расторжении договора купли­продажи, взыскании стоимости товара, понесенных заявительницей расходов и компенсации морального вреда находится только в стадии подготовки к судебному разбирательству. Еще в августе прошлого года клиентка заключила договор, по которому предприниматель должен был изготовить и установить ей кухонную мебель. Женщина оплатила в полном объеме все затраты, но мебельщик привез товар через два месяца вместо 14 дней. Да к тому же не соответствующий эскизу заказчика и с многочисленными дефектами. Тем не менее в суд Иванов прийти не пожелал. Пришлось Латынцевой заседание временно отложить.

Кризисный мотив

Финансовый и экономический кризис стал притчей во языцех, но тем не менее я поинтересовался, какие дела явились характерными с его началом и количество каких увеличилось. В ответ получил целый список: сейчас потребители активнее защищают свои права и подают иски на продавцов некачественных сотовых телефонов, обуви и мебели (что касается последней, то покупатели не задумываясь приобретают даже ту, которая не содержит сведений о производителе). Чаще взыскивается неустойка с автосалонов за нарушение сроков доставки уже оплаченных машин. Народ также всерьез озаботился возмещением материальных убытков и морального вреда. Не устает напоминать о себе мошенничество с банковскими кредитами. К характерным «кризисным» можно отнести гражданские дела по задолженностям коммунальных платежей (самая большая взысканная сумма 60 тысяч рублей) и уголовные ­ за злостное уклонение от уплаты алиментов. Причем в нынешнем году в практике Яны Николаевны появилось некое новшество ­ дела за злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание родителей.

Разность «потенциалов»

Только за ноябрь Я. Латынцевой рассмотрено почти 300 различных дел, подавляющая масса из них ­ гражданские. Излишне говорить, что каждое надо вначале тщательно изучить, чтобы потом принять квалифицированное решение. Да плюс еще необъятная бумажная работа. Возможно, одному человеку это было бы не под силу, но у мирового судьи есть целая команда, состоящая из помощника, секретаря и специалиста в канцелярии. А главное ­ богатейший практический опыт (17 лет в системе судопроизводства), просто обязывающий до мелочей выверять и продумывать обоснование выбранной позиции. Правда, случается, что вынесенные решения оспариваются несогласными в районном суде. Но из 2,5 тысячи рассмотренных за 11 месяцев дел лишь 30 были обжалованы. И то вышестоящая инстанция отменила только одно решение.

­ Конечно, зачастую после вынесения решения проигравшие процесс уходят недовольными, ­ говорит Е. Порублева. ­ Но нередко обе стороны оказываются в выигрыше ­ их конфликт завершился, они сумели договориться друг с другом, исчерпали претензии и на будущее, если это, к примеру, соседи или родственники. В такие моменты, пусть это и звучит несколько возвышенно, действительно гордишься своей профессией.

Одинаковых дел не бывает, даже если у них квалификация схожая. Именно это разнообразие, многочисленные нюансы каждого судебного разбирательства, по словам Е. Порублевой, а также желание решать проблемы людей, руководствуясь законом и внутренним убеждением, по­настоящему привлекают в судейской работе и делают ее интересной.

P.S. Все имена и фамилии фигурантов судебных процессов изменены по этическим соображениям.