00:00, 15 декабря 2009 года

Закон о детском комендантском часе необходимо адаптировать к каждой территории

В обсуждении этой горячей темы участвовали заместитель министра труда и социальной защиты населения СК Николай Кобыляцкий, начальник управления организации деятельности участковых уполномоченных милиции и по делам несовершеннолетних ГУВД края Александр Бурков, главный специалист министерства образования Татьяна Зима, председатель комитета края по делам молодежи Ольга Казакова и другие.

По мнению организаторов мероприятия, чтобы закон о «детском часе» заработал в полной мере, его необходимо адаптировать к каждой конкретной территории. И опыт нефтекумцев в этом смысле оказался показательным: здесь, как было отмечено, «закон пошел спокойно» благодаря слаженной работе комиссии по делам несовершеннолетних, которая координирует деятельность всех служб, входящих в систему профилактики. Речь шла о различных направлениях этого сотрудничества, и многое откровенно удивило гостей. Например, явку подростков и родителей на заседания районной комиссии обеспечивают сами главы поселений, информируя их под роспись. А ведь в большинстве районов секретари комиссий по делам несовершеннолетних таких рычагов сегодня просто не имеют, вопрос об их деятельности давно требует нормативного регулирования, и на семинаре четко была обозначена эта проблема: в крае прежде всего необходимо разработать и утвердить положение о комиссиях, в котором четко были бы обозначены полномочия секретарей КДН. Совершенно ясно, что без содействия глав поселений сегодня не решить и многие другие вопросы.

Продолжая делиться опытом, нефтекумцы не без гордости отметили, что в каждом из поселений действуют и свои КДН, районной комиссии их работу удается активизировать благодаря встречам и семинарам, совместным рейдам, а также выездным заседаниям, которые проходят регулярно. Среди сельских КДН второй год проводится конкурс на лучшую организацию работы, в районе учреждены почетный знак «За воспитание молодежи» и звание «Наставник молодежи», ежегодно определяется «лучший инспектор по делам несовершеннолетних» и «лучший общественный воспитатель». Словом, так называемые оргвопросы здесь решаются в рабочем порядке, как в общем и многие проблемы, связанные сейчас с реализацией названного закона.

Как выяснилось на семинаре, к созданию экспертных комиссий в районах отнеслись по­разному: кто­то еще пока выясняет спорные моменты (хотя все они прописаны ), а где­то эти самые комиссии уже успешно работают: так, в Нефтекумском районе, на примере которого в основном шел разговор, уже определен перечень мест, где нельзя без сопровождения взрослых бывать подросткам, проводятся рейды и разъяснительная работа. Кстати, о рейдах: нефтекумцы поделились такой проблемой — в игровых клубах были задержаны студенты политехнического колледжа, куда же их доставлять, с кем проводить беседу, если, например, родители проживают в Дагестане?

Такой же проблемой местного значения может оказаться и вопрос о размещении подростков, родители которых вдруг временно окажутся вне «зоны доступа» ­ до конца ведь не ясно, кто несет ответственность (в том числе материальную) за содержание ребенка, да и не в каждом районе есть стационарные учреждения социального обслуживания. Доставлять в ближайшие ­ тоже не лучший выход, ­ подчеркнули участники семинара. В конце концов прозвучала и такая мысль ­ «койкоместо» можно обеспечить, если на уровне края будет утвержден список учреждений, куда следует помещать подростка: среди вариантов ­ детские отделения больниц, учреждения социальной защиты и образования и т.д.

­ Как бы мы сегодня ни спорили, но закон принят,и мы обязаны его исполнять, ­ заметил в своем выступлении Н. Кобыляцкий, оговорившись, что при всех существующих шероховатостях он содержит огромный положительный потенциал, потому что направлен на раннюю профилактику безнадзорности. ­ Семья ­ один из самых закрытых общественных институтов, наша задача ­ как можно раньше выявить неблагополучие, чтобы использовать все возможности кровной семьи, а не заниматься «перекачкой» детей в социальные учреждения. Кстати, в сельской местности поменьше «злачных мест», и подростков оградить от их посещения будет проще...

Горячие дебаты по целому ряду вопросов вызвало и выступление А. Буркова, который подчеркнул:

­ Закон направлен на защиту подростков, а не на ущемление их прав, кроме четкого ограничения в продаже спиртного, ничего нового сотрудникам милиции он не дал ­ профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних занимались и раньше. А решение о наказании нерадивых родителей уполномочен принимать только один орган ­ комиссия по делам несовершеннолетних. Главное, ­ по словам А.Буркова, ­ удалось всколыхнуть общественность, и первоначальная негативная реакция, как только заработает закон, может смениться на положительную: родители должны понять, что обезопасить детей ­ их прямая забота.

Некоторые из таких моментов обсуждались и на семинаре: вот такой пример ­ беспокойные родители в курточку своих чад, отправляющихся на вечернюю прогулку, теперь предусмотрительно кладут ксерокопию паспорта. А после первых рейдов по торговым точкам среди предпринимателей ходят устойчивые слухи о тотальных проверках и баснословных штрафах. Так что, если рассматривать ситуацию в идеале, новый закон ­ полезное дело, но многое все же будет зависеть от того, как он будет исполняться.

«На прогулку ­ с ксерокопией»
Газета «Ставропольская правда»
15 декабря 2009 года