00:00, 15 декабря 2009 года

Детский комендантский час должен помочь сократить количество преступлений против детей

Табу для подростков

Как уже писала «СП» (см. «Детский час ­ закон для нас», 01.12.09), ключевые моменты закона таковы: несовершеннолетним запрещено находиться в точках, торгующих товарами сексуального характера, исключительно алкогольной продукцией: пивных, рюмочных, барах и т. д. Во­вторых, тинейджерам до 16 лет запрещено без сопровождения родителей, опекунов или лиц, сопровождающих детей на общественные мероприятия, находиться на улицах и в иных общественных местах с 22 до 6 часов, а во время летних каникул (с 1 июня по 31 августа) ­ с 23 до 6 часов. И третье ­ закон ограничивает распространение продукции, не рекомендуемой для реализации несовершеннолетним (в том числе алкоголь и табачные изделия) в радиусе ста метров от границ школ, детсадов, медицинских и культурных организаций, спортивных и физкультурно­оздоровительных учреждений.

Общественность приняла краевой закон о несовершеннолетних неоднозначно: от полного одобрения до встречи в штыки. На своем интернет­сайте «СП» провела опрос, чего ожидают люди от «комендантского часа». На вчерашний день голоса разделились следующим образом: 30 процентов респондентов считают, что принципиально ничего не изменится, 28 ­ что начнутся злоупотребления со стороны милиции, 42 ­ что сократится детская преступность и число преступлений в отношении несовершеннолетних.

­ Принятие такого закона продиктовано и оправдано нынешними реалиями, ­ твердо убежден председатель комитета ГДСК по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству Евгений Болховитин. ­ Поскольку от 25 до 40 процентов преступлений, совершаемых как несовершеннолетними, так и против них, происходят ночью, установление «комендантского детского часа» отвечает интересам всего общества. В целом закон направлен на повышение ответственности родителей и заменяющих их лиц в воспитании детей; снижение уровня детской преступности и преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних; формирование здорового в физическом и духовном плане подрастающего поколения; повышение ответственности предпринимателей за распространение продукции, способной причинить вред физическому и нравственному развитию детей.

Впрочем, несмотря на то, что закон был принят еще в июле прошлого года, большинство ставропольцев «комендантского часа» просто не заметили: дело это хлопотное, усилий от милиции и чиновников на местах требует немалых. Дело должно сдвинуться с мертвой точки после внесения 26 ноября депутатами ГДСК изменений в краевой закон об административных правонарушениях, вводящих штрафные санкции за нарушение «детского» закона. Для родителей, опекунов и лиц, осуществляющих массовые мероприятия с участием детей, определены следующие меры ответственности: предупреждение или штраф от 300 до 500 рублей. Должностные лица (т.е. предприниматели без образования юрлица и владельцы «злачных мест») будут штрафоваться за несоблюдение закона на сумму от 1 до 2 тысяч, а юридические лица ­ на сумму от 3 до 5 тысяч рублей.

Предупрежден ­ значит вооружен

Так гласит народная мудрость, вполне применимая и к исполнению «детского закона». Нарушения и наплевательское отношение населения происходит в немалой степени из­за недостаточной информированности о том, что на самом деле представляет из себя «детский» краевой закон.

­ Молодежная палата ГДСК провела в школах края опросы детей и подростков, знают ли они о «o комендантском часе», рассказывали ли им об этом законе родители и учителя? И выяснилось, что 80 процентов школьников не в курсе того, что после 22 часов они должны быть дома, ­ посетовала председатель комитета ГДСК по массовым коммуникациям, информационным технологиям и средствам связи Елена Бондаренко. ­ Так что просветительская работа с детской и родительской аудиториями, бизнес­сообществом весьма актуальна.

Консультант же министерства образования края Диана Рудьева заверила, что сейчас во всех учебных заведениях края идет масштабная просветительская работа с детьми и родителями: их педагоги не только информируют о новшестве в краевом законодательстве, но и разъясняют основные положения закона. Помочь детям стать законопослушными гражданами взялся и комитет по делам молодежи СК. Как сказала его председатель Ольга Казакова, молодежь Ставрополья готова провести ряд мероприятий с детьми, помочь им адаптироваться в новых реалиях. А комитет ГДСК по массовым коммуникациям, информационным технологиям и средствам связи не только разработал программу пропагандистско­просветительской кампании, но и готов оснастить наглядной агитацией — баннерами, листовками, плакатами и т. д ­ все территории края. Определенный «ликбез» необходим и для бизнесменов ­ владельцев развлекательных заведений. Ведь что греха таить ­ многие хозяева магазинов, клубов, баров и ресторанов не прочь обогащаться любыми, даже самыми аморальными способами: отпуская детям спиртное, привечая в своих заведениях совсем юных посетителей. И, как отметили собравшиеся, необходимо донести до сознания каждого предпринимателя, что больше такого государство и общество терпеть не будут.

Что же касается страхов людей ­ дескать, отныне любого припозднившегося дитяти милиционеры будут хватать и волочить в кутузку наравне с великовозрастными ворами и дебоширами, то они беспочвенны.

­ В законе прописан алгоритм действий сотрудников органов внутренних дел в случае обнаружения детей в тех местах, где находиться им не положено, ­ рассказал Е. Болховитин. ­ При задержании несовершеннолетнего в неположенном месте правоохранители должны принять меры по передаче ребенка родителям, опекунам и т. д. То есть допустим, обнаружила милиция гуляющего по парку ночью ребенка. Сотрудники ОВД должны тут же отвезти его домой или позвонить родителям и предложить подъехать и забрать свое чадо. Если же такая «передача на месте» невозможна, к примеру, телефон мамы и папы не отвечает, а дома у ребенка никого нет, несовершеннолетних могут доставить в райотдел милиции. Но ни в коем случае не в «обезьянник», а в комнату при отделе по делам несовершеннолетних, и не дольше чем на три часа: за это время милиционеры должны либо найти родителей ребенка, а если это невозможно, решить вопрос о препровождении несовершеннолетнего в специализированное учреждение социальной реабилитации.

Корректировка на живую

К слову, по информации, озвученной первым замминистра труда и социальной защиты населения СК В. Губанова, в этих самых спецучреждениях Ставрополья уже подготовлены более четырехсот пятидесяти мест для нарушителей «комендантского часа».

Конечно, никто не дает гарантию, что тому или иному милиционеру не вздумается нарушить предписания закона: например, взять мзду у проштрафившегося клубовладельца вместо составления протокола. Но не допустить эти «частности», как заверил замначальника МОБ краевого милицейского главка Геннадий Березин, ­ задача номер один для самой милиции. Впрочем, задач, которые придется решать прямо по ходу действа, пока что много. Например, количества так называемых специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних, куда согласно закону по истечении трехчасового безрезультатного поиска родителей должны быть доставлены дети, в крае катастрофически не хватает. В Александровском районе, к примеру, их нет. Поэтому местных «проштрафившихся и невостребованных» подростков милиция будет доставлять в приюты Георгиевского района.

Вторая проблема, по словам Г. Березина ­ до сих пор во многих гор­ и райотделах милиции нет четкого перечня утвержденных местными экспертными комиссиями злачных мест, где детям находиться запрещено. Так что пока у стражей порядка в каком­то смысле связаны руки: не понятно, откуда можно, а откуда нельзя «изымать» подростков.

Но эти проблемы наряду с многими другими шероховатостями вполне по силам решить в рабочем порядке, как и внести соответствующие коррективы в сам закон.

«Детское время истекло»
Газета «Ставропольская правда»
15 декабря 2009 года