00:00, 11 декабря 2009 года

Виктор Кустов: Даже Пушкину нужен издатель

– Виктор Николаевич, думаю, многих заинтересовало само название представляемой вами новой организации. Что такое фонд «Слово и дело», каковы его главные идеи и цели?

– Начну немного издалека. Задумываясь о положении и роли культуры в современном обществе, прихожу к убеждению: отношение власти к культуре мне просто непонятно. Вот, например, Патриарха Кирилла я очень хорошо понимаю, когда он говорит, что нужно поднимать духовность, нравственность, нужно обращаться к морали, к совести, а потом уже делать новую экономику, модернизировать производство. Это мне понятно. Когда же говорят: мы будем модернизировать экономику и не говорят о том, что сначала для этого нужно обучить школьников, студентов, вообще людей, мне это непонятно. Выпускница педагогического института говорит: «Я пойду учителем в начальную школу, если хороший бонус будут платить», но не говорит о том, что пошла бы в школу, потому что она любит детей, – мне это непонятно. Зато я понимаю, что через модернизацию мы не добьемся, чтобы эта девушка любила детей и правильно их учила. Такие мысли постепенно зрели, зрели, и наконец пришло осознание: мы не дождемся от наших сегодняшних власть имущих понимания. Мы такие, они – другие, особенно молодые, недавно пришедшие, у них иные критерии и подходы. Но общество – саморегулируемый организм, обладающий собственным иммунитетом против любой заразы, и оно пытается выжить. Своими силами.

– За счет каких–то глубинных инициатив «снизу»... И у вас такая инициатива родилась в «лице» Фонда?

– Поскольку я много лет «кручусь» вокруг литературы, мне, в общем–то, ясна ситуация. Не буду далеко ходить за примерами, приведу некоторую статистику на основе нашего журнала «Южная звезда». С первого номера, вышедшего в 2001 году, по сегодняшний день через его страницы «прошли» 250 авторов. Из них 62 – ставропольские, 24 – зарубежных, остальные – со всех уголков России от Владивостока до Санкт–Петербурга. Уровень журнала сегодня признан и считается весьма высоким. Но давайте посмотрим, у кого из упомянутых 62 ставропольцев выходили книги? Буквально на днях зашел в новый огромный книжный магазин в Ставрополе, где с порога встречают яркие обложки «чтива» в большом количестве, есть, правда, кое–что и интересное, но цены таковы, что явно не для широкой публики. Справедливости ради, представлена и классика, но опять же не слишком широко, в основном все то, что сегодня «на слуху».

– Раскрученная классика...

– Точно. Немалые пространства отданы фантастике, детективам. Вдруг – «новая проза», два стеллажа. И что же на них? Все те же имена, которые без конца мелькают на экранах телевизоров... То есть литература, как и телевидение, стала корпоративной вотчиной определенного слоя людей. На детективах и фантастике делаются деньги, а остальное... Но на самом деле литературный мир гораздо многокрасочнее. Вспоминаю дни своей юности, когда приходил в книжный магазин и с удовльствием выискивал современников – «моих» авторов, которые мне интересны, которые писали «для меня» и писали «про то, как я живу». У них я мог получить какие–то нужные мне ответы. А ведь задача литературы – говорить с эпохой на ее языке, жить ее болями и радостями.

– А в этом книжном магазине нашли вы все–таки книги ставропольских авторов?

– В этом, как и в остальных, – нет. Туда не пробиться. Но прежде еще надо издаться, а за это время из ставропольских авторов лишь единицы издали кое–что за свой счет.

– Ну мы знаем, что такое издать за свой счет – мизерным тиражом и не самого лучшего полиграфического исполнения.

– И никакого доступа к широкому читателю, есть же еще проблема распространения... Словом, понемногу оформилась мысль создать фонд. Учредителями его стали три издательские фирмы Ставрополя. Главные позиции Устава – издание книг ставропольских литераторов, во–первых, подготовка и проведение Всероссийского литературного фестиваля на Кавказских Минеральных Водах, во–вторых. Подобран Попечительский совет, в который согласились вой–ти ряд крупных руководителей из правительства и Думы края, среди них – вице–премьер Василий Балдицын. С ними согласована программа Фонда на текущий год, предполагавшая издание книги Вадима Чернова и историографического сборника «Ставропольское село». Планировалось, но, к сожалению, пока не получилось, наладить выпуск ежегодного сборника с условным названием «День поэзии»: очень хочется вывести наших поэтов к читателю! Например, в журнале «Сельское Ставрополье» на протяжении 18 выпусков даются поэтические подборки, и там уже получилась отличная антология современных поэтов края.

– Что удалось из намеченного, каковы были первые шаги Фонда?

– Пришлось немало побегать в поисках средств на выпуск книги В. Чернова — наткнулись на неслыханную скаредность наших богатых земляков. Но, замечу, нас это не обескуражило! Будем продолжать лоббировать истинные ценности. Причем даже на примере простых, совсем небогатых людей, перечисляющих скромные суммы – но от души. Правда, откликнулся и оказал помощь Фонд Горбачева, видимо, еще и потому, что Михаил Сергеевич хорошо знает Чернова.

– Деятели культуры края давно поняли, что нашим бизнесменам и предпринимателям они неинтересны, кроме, разве что, тех случаев, когда можно пригласить их в качестве солистов на корпоративную вечеринку...

– И все–таки мы не отступим. Я вообще не считаю, что кому–то «надоедаю», обращаясь с просьбой помочь в издании хорошей книги. А человек, который нам отказывает, обделяет в конечном итоге себя, своих детей, внуков, свое будущее. Уже всем видны плоды последнего двадцатилетия, имя им – деградация. Если бизнесмен думает, что «сэкономленные» на литераторах деньги помогут ему спасти от этой деградации своих детей, он сильно ошибается. И моя задача – помочь ему понять это. Программа Фонда открыта для всех интересных предложений. В частности, в связи с фестивалем на КМВ. Просто грех его не проводить! Потому что на карте России есть две основные литературные «точки» – Санкт–Петербург и Кавминводы. Именно Кавмиводы – по той мощной ауре, которую оставили здесь величайшие люди России. Слава богу, сегодня уже есть в Пятигорске и Кисловодске литературные музеи – Лермонтова и Солженицына, это два важных стержня. Кстати, в Москве в правлении Союза писателей с большим интересом восприняли идею фестиваля. А проходить он должен в пик курортного сезона, на лучших площадках, с учетом разных возрастных категорий участников–читателей.

– Виктор Николаевич, в крае действует отделение, скажем так, официального Литфонда. Какие у вас с ним отношения?

– Насколько я знаю, у них кое–какие средства на издания предусмотрены, но это все сосредоточено в Москве. В регионах же в основном – социальная помощь литераторам. Наши задачи я назвал. Если удастся найти общие моменты с Литфондом, буду только рад этому. Как и сотрудничеству с краевым Литературным центром, с появлением которого наконец–то началось более активное движение в плане пропаганды литературы. Особенно в последнее время – в ходе регулярных выездов писателей в районы края. Эти поездки необходимы! От писателя как прежде, так и сейчас ждут Слова. И ему верят! Слово опять становится востребованным. Но этого слова, которое бы помогало ориентироваться в реальном мире, а не уводило от него в иллюзии, нет на книжных полках. А люди «вспомнили», что можно читать хорошие книги, журналы, газеты... Нам уже поступают заказы на только что выпущенную книгу Чернова. Но как донести книгу читателю? Все наши книжные магазины работают только через Москву.

– Разве плохо книжному магазину иметь больший выбор литературы? Или местная литература ухудшит «полку»?

– Московским владельцам полок не нужна ни наша «мелочевка», ни вообще мы – как возможные конкуренты... Сеть работает с конкретными столичными фирмами и издателями. Что до Союзпечати, там нам предлагают заключать договор по распространению литературы, но при этом готовы взять по одной книге на сто киосков, а мы должны заплатить десятки тысяч рублей. Вот такое «распространение»...

– Напрашивается вопрос: зачем вам нужна эта дополнительная головная боль?

– Все мы для чего–то рождаемся на этот свет, у каждого есть своя задача, определяемая по чувству удовлетворения сделанным. Я когда–то пытался «делать много денег». Но, получая деньги, не получал удовлетворения, а ощущал, наоборот, какое–то выхолащивание души. Потом понял: это не мое, это не радует меня. Недаром в Библии сказано, что золото сушит душу, вытягивает энергию. Никакие бонусы не помогут. Должен быть вкус к жизни! Вот я с утра полтора часа провел за чтением новой великолепной рукописи, присланной автором из Нальчика. Обязательно напечатаем в «Южной звезде» эту чрезвычайно любопытную, талантливую вещь. Она – из нынешней жизни, вот что важно. Как читатель я получил колоссальное удовольствие и чувствую себя страшно богатым человеком. За семь лет выхода журнала прочел множество рукописей, хороших, плохих, разных. И когда мне говорят – нет литературы, я говорю – да у нас замечательная литература!

– Только ее нет на тех самых полках...

– Вспомним историю: не было бы у нас наших признанных классиков, если бы их в свое время не открывал какой–нибудь издатель. Даже Пушкина. Поэтому думаю, что издатели сейчас многое теряют, настроившись только на получение денег, вместо того чтобы создавать другой «банк», другое богатство. Тем более что уже созрели в обществе такие потребности.

– Будущее своего фонда вы рассматриваете с оптимизмом?

– Работать будем! В том числе и с властью. Пользуясь возможностью, хотел бы обратиться к читателям «Ставропольской правды». Нам пока не удается решить вопрос с изданием сборника к 65–летию Победы. А время уходит. И идея, по–моему, архиважная – собрать под одну обложку произведения ставропольских авторов–фронтовиков и произведения на тему войны. Много кругом говорится о патриотизме, кое–что делается, памятники, например, реставрируют. Но ведь и книга могла бы поработать не хуже. И есть столько материала. Вспомним хотя бы знаменитую книгу А. Попутько и В. Гнеушева «Марухский перевал», которая в свое время заложила основу многолетнему патриотическому движению молодежи. А книги фронтовиков? Все это надо издавать на новом полиграфическом уровне и на новом историческом витке. Может, кому эта тема интересна – мы готовы к работе, вполне можно успеть к празднику Победы такую книгу выпустить. В общем, хочется не только говорить слова, но и делать дело, потому и Фонду дали такое название.

«Даже Пушкину нужен издатель»
Газета «Ставропольская правда»
11 декабря 2009 года