00:00, 4 декабря 2009 года

Владимир Путин провел прямой теледиалог с россиянами

В целом же на связь с соотечественниками в подобном формате он, оставаясь верным введенной им же традиции, вышел уже в восьмой раз.

Телеобщение под названием «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение», как и в прошлом году, происходило в студии Гостиного двора на Ильинке. По длительности вчера оно побило предыдущие рекорды: на этот раз в прямом эфире премьер­министр провел четыре часа. За это время он ответил почти на девяносто вопросов.

Если говорить о содержании прозвучавших в эфире обращений, то в первую очередь можно отметить, что слово «кризис» звучало в них намного реже, чем в прошлый раз: видимо, сказывается в числе прочего адаптация населения к негативным явлениям, царящим в экономике уже более года. Заметно меньше россияне интересовались и вопросами международного масштаба. На первый план, как и ожидалось, вышли острые социально­бытовые проблемы, связанные с соцстрахованием, обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны, материнским капиталом, низкими зарплатами и др. А так как телевизионные группы вчера работали в нескольких моногородах ­ в их числе Набережные Челны, Тольятти, Магнитогорск, Пикалево, то очень много вопросов касалось судеб градообразующих предприятий и развития соответствующих отраслей отечественной экономики: автомобиле­ и судостроения, авиационной промышленности, электроэнергетики и т.д. В моногородах, выходивших на связь, в этом году В. Путин для урегулирования проблем бывал лично, в ходе визитов встречаясь с коллективами. Потому их представители, обращавшиеся к премьер­министру с вопросами, говорили также о том, были ли выполнены те или иные поручения и распоряжения, которые он давал на местах.

В первом вопросе, адресованном ведущими премьер­министру, речь шла о недавнем подрыве поезда «Невский экспресс», который можно считать очередным вызовом террористов... В. Путин подчеркнул, что угроза международного терроризма еще очень велика, хотя в России многое было сделано, чтобы ему «переломить хребет». Предотвращать преступления такого рода особенно тяжело на объектах инфраструктуры, которых в нашей огромной стране великое множество. Потому, призвал премьер­министр, каждый должен осознавать угрозу, быть бдительным, работать на упреждение трагедий, что, по его словам, достаточно часто удается ФСБ и МВД.

С большой долей уверенности, также отметил в самом начале разговора премьер, можно говорить о преодолении мировой экономикой, и Россией в частности, пика кризиса, хотя некоторые «турбулентные явления» пока еще сохраняются и будут ощущаться в первой половине 2010 года. Причем важно, что в социальной сфере стране удалось избежать резких колебаний доходов населения, которые, по словам премьер­министра, в среднем остались почти равными прошлому году, оказавшемуся для России довольно успешным. Хотя он признал, что общие показатели падения зарплат, близкие к нулю, ­ это лишь «среднее по больнице», и проблемы в тех или иных секторах экономики сохраняются.

Очевидным свидетельством тому стал телефонный звонок пенсионерки из Красноярска с вопросом: можно ли сейчас нормально жить нянечке, работающей в детском саду и получающей в месяц 3800 рублей? «Прожить на эти деньги сложно, практически невозможно», ­ сразу же подтвердил В. Путин. При этом отметил, что у бюджетных учреждений прибавилось свободы в распоряжении финансовыми средствами. То же относится к регионам и муниципалитетам, в ведомстве которых и находятся детские сады. Теперь некоторые субсидии муниципалы могут перетасовывать между теми или иными статьями расходов.

Интересовались россияне и предоставленными им возможностями траты материнского капитала. В. Путин не исключил расширения списка применения этих денег уже в ближайшем будущем. Однако отметил, что вряд ли будет разрешено тратить материнский капитал, к примеру, на ремонт жилья, о чем просят многие семьи. Мол, в подобных случаях от него «останется одна пыль». Деньги «исчезнут мгновенно» и не принесут того эффекта, на который изначально рассчитывали власти ­ поддержать женщин, потому внимание было сосредоточено на жилищных проблемах, образовании для детей и пенсионных правах матерей.

Отвечая на вопрос студентки, матери которой в областной больнице отказали в помощи, сославшись на то, что полис у нее не «здешний», В. Путин по сути проанонсировал грядущее реформирование системы обязательного медицинского страхования. Сейчас она, по его словам, находится в зачаточном состоянии и не получает требуемого финансирования. Планы по реконструкции системы ОМС уже есть, однако к их реализации правительство намерено приступить лишь после завершения пенсионной реформы.

Кстати, премьер­министр пообещал «разобраться» с чиновниками, которые уклоняются от его поручений о помощи людям. Один из собеседников посетовал на то, что на местах часто отказывают гражданам в консультациях или реальной поддержке: к примеру, ссылаясь на какие­то нормы, отказывают в постановке в очередь на жилье ветеранам Великой Отечественной войны. Заявления в кабинетах, пожаловались В. Путину многие в своих Интернет­сообщениях, звучат примерно такие: «Путин обещал ­ вот идите к Путину и просите...». Премьер­министр по итогам прямого общения попросил предоставить ему все обращения граждан с подобными фактами.

За четыре часа общения с премьер­министром гражданами России был поднят существенный пласт вопросов, включая необходимость продолжения активной борьбы с коррупцией, усиления санкций за рейдерство, сокращения чиновничьего аппарата, наведения порядка в МВД и т.д. Что же касается ситуации на Кавказе, В. Путин отметил, что она остается сложной, но «кавказской войной там не пахнет». Главное ­ не только уничтожить остатки незаконных вооруженных формирований, но и целенаправленно решать социальные проблемы региона, погрязшего в коррупции и клановости.

К слову, нашлось время и для несерьезных вопросов. В частности, с каким ударением Владимир Владимирович употребляет слово «йогурт»? В. Путин ответил в свойственной ему манере: «Я ни йОгурт, ни йогУрт не употребляю, я кефир пью». Также председатель российского правительства сообщил аудитории о том, что его подчиненные не отваживаются рассказывать анекдоты про него, а вот «друзья иногда пытаются».

«Войной не пахнет»
Газета «Ставропольская правда»
4 декабря 2009 года