00:00, 4 декабря 2009 года

Первая частная газета «Северный Кавказ»

Инициатором создания газеты был известный общественный деятель и публицист Григорий Прозрителев – участник «хождения в народ», историк, краевед, археолог, председатель местной архивной комиссии. По политическим мотивам формально он не мог получить свидетельство на право издания, но после открытия газеты помогал ей материально, оказывал непосредственное влияние на ее направление, был главным советчиком в подборе журналистских кадров, сам писал статьи.

Особо стоит остановиться на личности редактора издания Дмитрии Евсееве. Как и Г. Прозрителев, юрист по образованию, присяжный поверенный, он являл собой пример провинциального интеллектуала, стремящегося реализовать себя в разных сферах общественной жизни. Председатель первого в регионе Общества содействия распространению народного образования, старшина общественного собрания, необязательный директор губернского попечительного о тюрьмах комитета – далеко не полный перечень должностей Дмитрия Ивановича. Вот как характеризует этого незаурядного человека известный ставропольский писатель Илья Сургучев в очерке «Дядя Митя» (Памяти Д.И. Евсеева): «В Ставрополе, на Соборной горе стоит колокольня. Ее построил архитектор Воскресенский… Колокольня Воскресенского – знак. Ее видишь еще с Пелагиады. Колокольня видна? Значит – цел, стоит на месте родной город. Дмитрий Иванович был тоже «знак». Дмитрий Иванович жив? Значит, жив родной город!».

О выходе частной газеты в регионе современники писали как о своего рода подвиге. С этим можно согласиться, если учесть, что сама идея создания такого рода изданий казалась царскому правительству, по словам В. Короленко, «праздной затеей, совершенно излишней и, пожалуй, вредной». И. Сургучев вспоминал о том, как Д. Евсеев расклеивал объявления на косяках домов, на фонарных столбах и взывал к обывателю: «Помогите! Поддержите газету!».

Что же увидели читатели, раскрыв первый номер «Северного Кавказа»? Передовая статья была посвящена 20­летию окончания войны на Кавказе. В «подвале» публиковался материал известного кавказоведа, статистика И. Бентковского «Из истории Северного Кавказа, Крепость Терка при устье р. Сунжи». В разделе «Местная хроника» сообщалось об освящении церкви в Ольгинской женской гимназии, собрании местного купечества, о деятельности Общества содействия распространению народного образования и другое. Различная информация помещалась в рубриках «Корреспонденции» и «Телеграммы».

В последующих номерах структура газеты дополнилась новыми разделами: «Фельетон», «Судебная хроника», «Письма в редакцию», «Отголоски печати», «Театр и музыка», ставшими вскоре, как и первые, традиционными.

Первоначально газета выходила два раза, с 1898 года ­ три раза в неделю довольно большим по тем временам тиражом 500­800, а в дальнейшем до 1500 экземпляров. Помимо подписки, источником дохода являлась реклама, которая, как правило, занимала первую и четвертую полосы.

Постоянного штата сотрудников издание из­за бедности не имело. «В большинстве своем, ­ свидетельствует известный кавказовед Б. Городецкий, ­ это были бескорыстные корреспонденты – народные учителя и кое­кто из служащих в разных учреждениях и притом исключительно лица с самыми скромными средствами, относящиеся к своей работе в газете не как к чему­то вызываемому перспективой заработка, а как к личной своей потребности принести пользу общественному делу, каким и представлялся местный орган печати». Наверное, их­то стараниями газета с первых шагов, независимо от тематики передовых статей, корреспонденций, информационных материалов, демонстрировала демократический и гуманистический настрой.

Находясь на демократических позициях, газета стремилась представить читателям тех художников слова, которые считались «властителями дум». В «Северном Кавказе» печатались отдельные произведения М. Сал­тыкова­Щедрина, Н. Некрасова, Н. Добролюбова, В. Белинского, Л. Толстого, А. Горького. В 1889 году газета откликнулась взволнованными статьями на смерть М. Салтыкова­Щедрина и Н. Чернышевского. Цензура усмотрела в них отступление от утвержденной программы, и издание было приостановлено на несколько месяцев.

Из местных авторов хочется выделить Г. Прозрителева, который писал передовые статьи, путевые заметки, биографические очерки, театральные и книжные рецензии.

Роль газеты как прогрессивного органа печати укрепилась с приходом в 1893 году в ряды ее сотрудников основоположника осетинской литературы, выдающегося публициста и общественного деятеля Коста Хетагурова. На некоторое время он стал секретарем и даже соиздателем. Его перу принадлежали передовые статьи, полемические материалы, в которых пропагандировались передовые идеи. «Северный Кавказ», редактируемый К. Хетагуровым, отличался горячей заинтересованностью в судьбах кавказских народов. На страницах газеты впервые увидели свет многие его стихи.

В конце XIX – начале XX веков в издании сотрудничал Илья Сургучев. Именно здесь публикуются его первый рассказ «Трешница» и первая повесть «Из дневника гимназиста». В 1905 году появились его очерки «Дела», «Путевые впечатления», «Письма из Петербурга». Впервые он подписался здесь псевдонимом «Феникс», ставшим визитной карточкой писателя.

Характерный штрих: 16 февраля 1901 года ставропольский губернатор Н. Никифораки в секретном донесении главному управлению по делам печати писал, что «местный состав редакции газеты, преимущественно главные заправилы ее.., составляет центр скопища лиц, заведомо неблагонадежных в политическом отношении, находившихся или ныне находящихся под надзором полиции».

В период первой русской революции именно «Северный Кавказ» отражал в регионе реальные настроения, царившие в обществе, его возросшую политическую активность. Еще за месяц до знаменитого царского манифеста, 8 сентября 1905 года, в газете появилась статья, в которой говорилось: «Подъяремная, грубыми окриками напуганная Русь молчала. Однако под внешней корой тишины и показного спокойствия зрел серьезный протест, и зерно мятежа зарождалось. Тяжелый кулак его сжимался все крепче и крепче… И народное негодование отлилось в такие формы, перед которыми отступили виновники порабощения народа».

Еще большую негативную реакцию вызвало издание, поместив подробную информацию о состоявшемся 6 ноября 1905 года первом митинге рабочих, организованном ставропольским комитетом РСДРП. Активная позиция редакции привела к тому, что определением Новочеркасской судебной палаты от 6 июля 1906 года газета была закрыта.

Надо отдать должное: газета «Северный Кавказ» в течение своего двадцатилетнего существования сумела воспитать передовые журналистские кадры, создать крепкую корреспондентскую сеть. А главное – способствовала формированию демократического общественного мнения у своей читательской аудитории.

Елена ГРОМОВА
«Первая частная на Северном Кавказе»
Газета «Ставропольская правда»
4 декабря 2009 года