00:00, 25 ноября 2009 года

Карп в «мутной» воде

Итак простая ситуация: рыбхоз арендует у сельсовета землю и занимается своей деятельностью, а местный бюджет пополняется деньгами. Нужно только договориться о сумме выплат и заключить договор. Но, увы, после продолжительных переговоров стороны не смогли прийти к консенсусу. В итоге руководитель хозяйства обратился в арбитражный суд с требованием понудить сельский совет заключить договор аренды земли. Ситуация, надо сказать, типичная: интересы власти противоречат надеждам бизнеса, причем заложниками конфликта, как это часто и бывает, оказались простые селяне. Впрочем, обо всем по порядку, и предоставим читателям самостоятельно делать выводы.

Даешь зону отдыха

Село Греческое – одно из старинных в Ставропольском крае, основанное в 1897 году. Его заселили главным образом греческие переселенцы из других областей Российской империи, а расцвет села пришелся на начало прошлого века, когда здесь построили один из красивейших на Северном Кавказе православный храм. Сейчас же село, к сожалению, переживает не лучшие времена и, по словам местного главы Абрама Кузьминова, стремительно стареет. Проблемы известны – нет работы, местное сельхозпредприятие давно развалилось, молодежь уезжает на заработки в города. Многие подались искать лучшую долю за границу: в Германию, Грецию и на Кипр. Поэтому сейчас в селе проживает 1200 человек. В основном люди преклонного возраста.

– Сами видите, если ситуацию не изменить, то Греческое постепенно исчезнет, – рассказал Абрам Степанович. – Одна из острых проблем села – это отсутствие зоны отдыха – водоема, где жарким летом могли бы провести время местные жители: старики посидеть с удочкой на берегу, ребятня покупаться, а взрослые устроить пикник. А тем временем на территории сельсовета располагается несколько зарыбленных прудов СПК «Волна» общей площадью более 70 гектаров. Однако охрана прудов, которая полностью набрана из чужих – жителей Минеральных Вод, не разрешает отдыхать на берегу водоема. Найти компромисс с председателем СПК «Волна» Николаем Зайцевым мне, как главе сельсовета, не удалось. Такое положение вещей перестало устраивать селян, и тогда более 280 человек написали обращение, в котором потребовали, чтобы пруды стали принадлежать сельсовету...

Один из старейших жителей Греческого 71–летний Иван Дмитриевич Попов рассказал, как 46 лет работал в местном колхозе, который ранее носил название «Памяти Ильича», вспомнил, как в 1955 году помощником тракториста помогал рыть котлован для колхозного пруда:

– У нас были проблемы с водоснабжением. Воду приходилось носить на коромыслах из родника, расположенного в пяти километрах от села, а зимой топили снег. Тогда для водопоя колхозного скота был построен пруд, который уже в 70–е годы передали в собственность рыбоводческого хозяйства. Тогда же в селе скотину стали поить из проведенного водопровода. Раньше, когда цены на коммунальные услуги были не так высоки, поить домашних животных было можно, а теперь стало накладно. Ежемесячно за воду приходится отдавать 360 рублей, а при моей маленькой пенсии это очень и очень дорого....

К слову, раз речь зашла о зоне отдыха, то нельзя не обратить внимание на такой факт: на территории сельсовета располагается частный и благоустроенный водоем, принадлежащий другому индивидуальному предпринимателю. Не проще сельсовету получить его в собственность, чем переоборудовать производственные пруды СПК «Волна» – ставить спасательные вышки, насыпать пляж и т. д. Глава Греческого лишь развел руками, возможно, он о такой альтернативе даже не задумывался. В завершение беседы Абрам Кузьминов заявил, что СПК «Волна» убыточное предприятие, негативно влияющее на экологию, и передача пруда в собственность сельсовета обернется благом для местных жителей и окружающей среды.

30 лет и три тысячи тонн рыбы

Диаметрально противоположную точку зрения на конфликтную ситуацию высказал председатель СПК «Волна» Николай Зайцев, и тоже, как его оппонент, сначала обратился к истории.

– Наше рыбоводческое хозяйство было создано решением Министерства сельского хозяйства РСФСР осенью 1979 года. Производственные объекты – пруды «нагульные» и «выростные» располагались на территории четырех сельских советов и в том числе на территории совхоза «Подгорный» в селе Греческом. За 30 лет предприятие вырастило более трех тысяч тонн венгерского карпа, белого амура и толстолобика, построены новые пруды и гидротехнические сооружения. Наше рыбоводческое предприятие никогда не прекращало своей деятельности. Мы сохранили производственную базу и трудовой коллектив, многие из них, как главный бухгалтер Ольга Гриднева, тракторист Анатолий Гончаров и бессменный руководитель рыбоводческой бригады Владимир Петько, пришли работать в хозяйство в день его основания. (необходимо отметить, что председатель СПК «Волна» Николай Зайцев начинал работать в хозяйстве еще в 1989 году токарем. – Н.Г.). Задолженностей по налогам и зарплате не имеется. Производство расширяется. Сейчас рыбой обеспечиваем не только города Кавказских Минеральных Вод, но и жителей Краснодарского края, Кабардино–Балкарии, Адыгеи и даже Москвы...

Рассказывая о трудовых успехах предприятия, Николай Владимирович демонстрировал пожелтевшие от времени документы – почетные грамоты и благодарности. Постепенно разговор переместился в юридическую плоскость. За 30 лет с момента основания рыбхоза не только много воды утекло, но и изменился государственный строй. Однако все документы, начиная с 1979 года, сохранены. Из них явствует, когда и на каком основании рыбхозу выделялись земли, объекты, гидротехнические сооружения и т. д. Указана площадь земель, стоимость и качество выполненных ремонтных работ. Скучная цифирь может многое рассказать исследователям прошлого. К примеру, краеведам будет любопытно узнать, что в 1984 году на Ставрополье произошло паводковое наводнение и часть гидротехнических сооружений оказалась размытой, в том числе пруд в селе Греческом. Ремонтировать дамбу и приводить территорию в порядок пришлось рыбхозу. Кстати, за счет этого предприятия на территории сельсовета в советские годы были построены еще два небольших водоема для выращивания мальков. В общем, богатый материал для исторического исследования развития на Ставрополье рыбного хозяйства. Однако на юридическом языке все эти акты, схемы и прочие бумаги называются доказательной базой, и поэтому вернемся к главной теме. Рассказывает председатель СПК «Волна» Николай Зайцев:

– Четыре года тому назад, став председателем рыбхоза, я приступил, как того требует российское законодательство, к юридическому оформлению наших производственных объектов, в том числе прудов в селе Греческом. На тот момент никаких разногласий с главой села Абрамом Степановичем не было. Он даже выдал доверенность, которой уполномочил меня подавать заявку для проведения государственного кадастрового учета земельного участка и оплачивать все необходимые расходы. Через некоторое время все документы и справки (Николай Зайцев потряс внушительной папкой) на землю и гидротехнические сооружения, производственные объекты были получены. На их основании в ноябре 2007 года мы с главой села Греческого заключили договор покупки земельного участка общей площадью 6800 квадратных метров. Цена выкупа земельного участка определена на основании закона Ставропольского края «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае». Мы подписываем договор. Составляем передаточный акт. Одновременно подписывается такой же договор о выкупе земли под прудами общей площадью 70,54 га. Опять составляем акт приема передачи, подписываем его, и вдруг без всякого уведомления и предъявления претензий Абрам Степанович, когда мы уже готовимся выплатить деньги, разрывает документы. Более того, он не желает сдать землю под гидротехническими сооружениями в аренду, ничем не мотивируя отказ.

Кстати, на вопрос: «Почему не разрешаете местным жителям купание и водопой домашней скотины?», Николай Зайцев ответил, что это не его прихоть, а запрещено санитарно–эпидемиологическими и ветеринарными нормами. Водопой животных им разрешен, но только в прудах, где рыбы нет.

Подписал, не читая

Узнав об этом факте, я поинтересовался у главы села Греческого, чем вызвано решение о расторжении уже подписанных договоров. Ответ был таков:

– Я слабо разбираюсь в документации и доверяю людям. Документы готовила наш неопытный в таких делах землеустроитель, и я их подписал, не читая. Затем когда проконсультировался со знающими людьми, решил приостановить их действие. Если хочет приватизировать землю, то пусть платит настоящие деньги, а не гроши.

К сожалению, глава сельсовета забыл, что стоимость выкупа земельного участка определяется на основании закона «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», а не решением органа местного самоуправления. Вот что по этому поводу сказал адвокат Иван Трутень:

– Земельный участок, на котором располагается пруд, в 2000 году постановлением главы Минераловодской территориальной государственной администрации передан в постоянное (бессрочное) пользование СПК «Волна». В 2010 году вступают в силу поправки в Земельный кодекс РФ, согласно которым необходимо оформить землю в собственность или в аренду на 49 лет. Исключительные права на приобретение в собственность или в долгосрочную аренду земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности юридических лиц, согласно статьям 35 и 36 Земельного кодекса РФ принадлежат собственникам. Проще говоря, рыбхоз имеет преимущественное право арендовать землю под своими гидротехническими сооружениями.

Однако вернемся к прудам преткновения. Абрам Степанович заявил, что земельные участки, на которых располагаются пруды, нельзя арендовать, так как они приравниваются к землям, покрытым поверхностными водами, и подпитываются от реки Сухой Карамык. Но документы говорят обратное: пруды – это искусственные гидротехнические сооружения, наполняемые дождевыми водами и не имеющие связи с рекой. Водоемы от речки отделены глухой земляной дамбой.

Необходимо отметить, что судебный спор негативно отразился на всех участниках конфликта. Нищий сельсовет Греческого не получает арендную плату за землю, хотя рыбхоз продолжает исправно платить в бюджет села Греческого налог на землю. СПК «Волна» – не может вкладывать средства в развитие производства. Пострадали также и жители села: из–за отсутствия средств не ремонтируются дороги, в плохом состоянии находится коммуналка и так далее. А ведь в других населенных пунктах, где располагаются такие же производственные объекты СПК «Волна», – в селе Ульяновском и на хуторе Перевальном – договора аренды земли под прудами заключены, арендная плата вносится исправно и есть средства на социалку. Вот и получается, что вроде бы и законы хорошие, а на местах все по–прежнему зависит от воли и правовой грамотности местных властей. И проблема, которую можно было решить оперативно, теперь надолго «потеряется» в судебных кабинетах.