00:00, 21 ноября 2009 года

Отечественные исторические и культурные ценности забыты

Недопиар

Безусловно, на то есть причины. Во­первых, слишком уж часто переписывалась отечественная история в угоду политической конъюнктуре. Во­вторых, делом сохранения и популяризации истории в России традиционно занимаются по большей части энтузиасты­бессребреники. И, наконец, в то время как другие государства давным­давно поняли, что на прошлом можно зарабатывать деньги, мы лишь декларируем планы о создании многочисленных туристических центров мирового уровня. Но чем мы намереваемся привлекать иностранцев ­ спа­курортами и горно­лыжными спусками? Все это хорошо, жаль только, что про историю, «изюминку» региона, как всегда, забываем.

Признаюсь, на эти мысли меня сподвигла недавняя поездка в Архыз, который, как уже писала наша газета, власти Карачаево­Черкесии задумали превратить во всесезонный горный курорт мирового класса. Планы, надо сказать, грандиозные. Будущий курорт будет включать в себя четыре поселка с современными гостиницами, ресторанами и спа­центрами, общая протяженность горно­лыжных трасс составит около 270 километров, все пространство будет заполнено единой системой из 69 подъемников различных видов, которая позволит обеспечить свободное катание более 30 тысячам туристов и т.д.

Пока же, однако, приходится констатировать, что Архыз очень далек от этой модели. Край неиспользованных возможностей, так назвал его президент республики Борис Эбзеев. Складывается впечатление, что после развала СССР здесь не было построено ни одного объекта инфраструктуры. Крохотные, покосившиеся домишки местного населения, выживающего, судя по всему, только за счет животноводства и продажи туристам вязаных изделий и консервированных грибов. И все это на фоне изумительной, просто потрясающей по своей красоте природы. А еще здесь есть места, которые неплохо бы посетить каждому считающему себя культурным человеком россиянину. Вот об этом­то и хотелось сказать.

Кто в России, а тем более за рубежом, знает о том, что в Архызе находятся древние христианские святыни? Думаю, немногие. Хотя по своему историко­культурному значению они не менее важны, чем пирамиды, европейские замки и греческие развалины. Просто хуже «пропиарены». Речь идет о древних аланских храмах в районе реки Большой Зеленчук и наскальной иконе лика Христа Спасителя, которые входят в Нижне­Архызский историко­архитектурный и археологический комплекс.

Земля чудес

Эти места ­ настоящий клад для историков, археологов и туристов. Непаханое поле, если можно так выразиться. Пока из глубин веков поднято одно крупное аланское поселение. Директор государственного Карачаево­Черкесского историко­культурного и природного музея­заповедника Умар Эльканов уверен, что это развалины города Магас ­ столицы и центра патриаршества Алании VII­XIV веков. Директор же Ставропольского государственного историко­культурного и природно­ландшафтного музея­заповедника им. Г.Н. Прозритева и Г.К. Праве Николай Охонько считает, что месторасположение легендарного Магаса до сих пор однозначно не установлено. Однако соглашается с версией о том, что этот средневековый город действительно был духовной и экономической столицей западной части Северного Кавказа, через которую в свое время проходил знаменитый Шелковый путь.

Если же отвлечься от версий, получим следующие факты. Городище простирается на четыре с половиной километра, в нем отчетливо просматриваются три улицы и несколько переулков, остатки каменных стен, развалины строений, могильники и т.д. Более того, обнаружены остатки весьма интересного объекта в форме круга диаметром более 80 метров. Ученые склоняются к мнению, что это сооружение было предназначено для наблюдения за небесными телами, то есть было обсерваторией X­XII веков.

Из всех объектов городища удивительным образом сохранились три храма, условно названные Южным, Средним и Северным. По сути, не «родной» в них является лишь кровля. Основная же конструкция ­ фундамент, стены ­ находится в первозданном виде, т. е. такой, как ее создали мастера в первой половине X веке. Кстати, до сих пор до конца не ясно, кто же были эти строители. Одни исследователи склоняются к мнению о том, что храмы возвели византийцы, другие предпочитают думать, что это были грузинские зодчие, работавшие по византийским образцам. «В любом случае, ­ говорит Н. Охонько, ­ это были высокопрофессиональные мастера, строившие на века. Об этом свидетельствует хотя бы то, что они использовали качественный раствор, близкий по составу к современному цементу. Благодаря этому храмы и сохранились до наших дней в отличие, скажем, от храма, найденного на Татарском городище в Ставрополе».

Южный зеленчукский храм ­ самый небольшой из трех по размерам ­ является сегодня старейшим действующим православным храмом на территории России. Он освящен в честь Илии Пророка, особо почитаемого в этих местах. По мнению историков, это был семейный храм одной из знатных семей, может быть, царя или высокопоставленного священнослужителя. Есть предположения, что он воздвигнут на месте какого­то еще более древнего культового сооружения.

Средний храм (на снимке), судя по всему, использовался как городской ­ для отправления духовных нужд основной массы прихожан. В XIX веке, когда эта территория официально была присоединена к России, здесь был основан православный Александро­Невский монастырь. А сам храм был освящен в честь Святой Троицы, в нем проводились богослужения вплоть до прихода к власти большевиков.

Самый большой ­ Северный ­ храм служил кафедральным собором Аланской епархии, которая, кстати сказать, в X веке занимала непоследние позиции в структуре Константинопольского патриархата и «котировалась» примерно на одном уровне с Киевской. Во время раскопок внутри Северного храма была обнаружена крещальня ­ единственная на Северном Кавказе. По словам Н. Охонько, она выполнена в византийских традициях ­ аналогичные сооружения встречаются в древних христианских храмах на Ближнем Востоке.

И, наконец, нельзя не сказать еще об одном удивительном памятнике православной культуры в Нижнем Архызе. Это наскальная икона лика Христа Спасителя, написанная прямо на склоне хребта Мацешта. Спрятанная в густой зелени деревьев, она «смотрит» на другой берег реки Зеленчук, прямо на Средний храм, что трудно назвать простым совпадением. Тем более что, по некоторым данным, этот храм был посвящен Спасу­Христу Спасителю. Икона эта имеет свой секрет: она видна лишь при определенном освещении. А местные жители уже добавили к этому свою версию: мол, лик открывается лишь тому, кто чист перед Всевышним, и лишь безгрешный человек может одолеть крутой подъем в несколько сотен ступеней, ведущих к изображению. Наверное, что­то в этом действительно есть: подняться к иконе по некоему подобию лестницы с хлипкими перилами действительно очень непросто, испытываешь почти осязаемое ощущение, что грехи тянут тебя назад, вниз. Зато, пройдя это испытание, тем острее переживаешь встречу с чудом. Ведь как иначе назвать эту потрясающую икону, написанную, по данным У. Эльканова, в X­XI веках. «Она выполнена в лучших традициях греко­византийской школы и очень схожа с изображением на Туринской плащанице. С уверенностью можно сказать, что это древнейшая православная икона в России», ­ говорит он.

Да придет спаситель

А теперь о том, в каком состоянии находятся эти памятники истории и культуры даже не национального, а мирового значения сегодня. Ведь, если сопоставить имеющиеся данные, получается, что христианство на Северном Кавказе появилось задолго до Крещения Руси. И аланские храмы по «возрасту» дадут фору знаменитой Десятинной церкви в Киеве, которая была построена в последней четверти X века и традиционно считается первой каменной церковью Киевской Руси.

Честно говоря, впечатление при виде архызских храмов складывается неоднозначное. С одной стороны, живописнейшая природа, и вот она ­ история в камне. С другой ­ полнейшее запустение. Трава выше человеческого роста. Отсутствие смотрителей. Стены, более тысячи лет назад видевшие пышные бого­служения, служившие символами могущества человека, в лучшем случае кое­как оштукатурены. А в притворе Среднего храма «красуется» надпись, по моему мнению, совершенно варварская. Ярко­красной краской на древних камнях выведено что­то вроде: охраняется государством, писать на стенах запрещено. Пожалуй, лучшей иллюстрации «заботы» государства о родной истории и не придумаешь.

Однако, по словам Умара Эльканова, нынешнее состояние архызских храмов ­ уже большое достижение по сравнению с тем, что они повидали при советской власти. Тогда они стояли вовсе без кровли, «благодаря» чему были потеряны уникальные фрески. Использовали их отнюдь не для молитв и размышлений о высоком, а под склады и постой скота. В последний раз сколько­нибудь серьезные средства на храмы выделялись в 1980­х годах. Территорию комплекса площадью сто гектаров обслуживают всего­навсего девять человек. Однако теперь власти вроде бы обратили внимание на эти объекты, республиканское правительство при формировании бюджета поддержало заявки на финансирование восстановительных работ и благоустройство прилегающей территории. Правда, сколько денег будет выделено, точно пока неизвестно. В идеале же, говорит У. Эльканов, согласно разработанному плану развития Карачаево­Черкесского историко­культурного и природного музея­заповедника, Нижне­Архызский комплекс станет одним из центров познавательного туризма в КЧР.

Но это все опять же планы. В каком объеме и когда они воплотятся в жизнь ­ вопрос открытый. На мой взгляд, обычного туриста и человека, неравнодушного к истории, здесь требуется вмешательство федеральных властей, которые в последние годы демонстрируют рвение к формированию национальной идеи, ищут нечто, способное сплотить россиян и создать историческую платформу для отечественной государственности. Чем Архыз плохой объект для реализации этих задумок? Вот он ­ тот алмаз, который нуждается в пиар­огранке. Вместо того чтобы тратить огромные деньги на, согласитесь, весьма эфемерные проекты типа «Имя России», не лучше ли заняться реконструкцией реального культурного наследия? Мне думается, это было бы гораздо действеннее.

«Беспамятство»
Газета «Ставропольская правда»
21 ноября 2009 года