00:00, 20 ноября 2009 года

Авиация РОСТО Ставрополья может лишиться крыльев

Вынужденная передислокация

В нашем регионе в системе РОСТО «летающими» видами спорта занимаются Ставропольский и Ессентукский аэроклубы. Сегодня у каждого из них тяжелейшее положение, ставящее под сомнение само существование организаций. Последние пять лет они пытаются решить главную проблему – сохранить земельные участки. Но пока им это удается с трудом.

Более того, например, Ставропольский аэроклуб вынужден теперь передислоцироваться с аэродрома «Хуторская», что в поселке Грушевом, рядом с краевым центром, в другое место – на аэродром в поселке Холодногорском Шпаковского района.

Немного об истории вопроса. Ставропольский аэроклуб был образован в 1939 году (кстати, ни разу не менял своего местоположения) и считается одним из старейших в России – недавно отметил 70–летие. За все время существования в нем прошли подготовку более ста тысяч парашютистов и около десяти тысяч летчиков, среди которых есть генералы авиации и Герои Советского Союза.

– Задачи аэроклуба не изменились и сегодня: это развитие авиационных видов спорта, их пропаганда, организация патриотического воспитания и обучение населения (в первую очередь – молодежи), подготовка кадров авиационных профессий, в том числе и для Вооруженных сил РФ, – рассказывает начальник отдела авиации и спорта Ставропольского краевого совета РОСТО (ДОСААФ) Владимир Ламанов. – Проще говоря, здесь готовят парашютистов и летчиков. Ребята не только делают первые шаги по подготовке к службе в ВДВ, но и становятся участниками чемпионатов России по самолетному спорту.

В 2001–м аэроклуб заключил очередной договор с администрацией Ставрополя на аренду земельного участка площадью 98,8 гектара на десять лет. Однако в 2007 году договоренность была расторгнута по обоюдному согласию, причем без предъявления каких–либо финансовых претензий со стороны городских властей к досаафовцам. Сделано это было для того, чтобы провести новое межевание земли, дабы не было хаотичной застройки. Хорошая идея. Однако сейчас на летном поле, соседствуя с роскошным лесом, красуются несколько огромнейших частных домов, огороженных высокими заборами, и развлекательный комплекс с рестораном. Но, по утверждению первого заместителя директора комитета градостроительства администрации Ставрополя С. Тищенко, это земли государственного природного заказника краевого значения «Ставропольский чернозем», и на данной территории запрещена любая деятельность, если она противоречит целям их создания или причиняет вред. Заповедник, дескать, создан для сохранения реликтового первичного чернозема, и предоставление кому–либо участков здесь в ближайшее время не планируется. Не означает ли это, что уже возведенные частные дворцы и ресторан никак не противоречат целям создания заповедника и не причиняют ему вред? А вот на безопасность полетов постройки еще как влияют! Ведь их строительство не согласовывалось с аэроклубом, а он, надо заметить, занесен не только в Единый государственный реестр РФ, но и в специальный перечень объектов, разработанный еще советским ДОСААФ совместно с Министерством обороны страны.

Впрочем, из того, что происходит в последние два года, уж точно ясно, что лишним на лакомом кусочке в 98,8 гектара является именно аэроклуб. В том же 2007 году руководство краевого РОСТО направило необходимые документы в администрацию Ставрополя для заключения нового договора аренды. Но в мэрии дали понять, что надеяться на это не стоит. Кроме того, оборонная спортивно–техническая организация просила (если договор все–таки будет заключен) не брать плату за аренду земли, ведь до 2006 года у аэроклуба была льгота. Но городской комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) в этом отказал, ссылаясь на Налоговый кодекс РФ.

Примечательно, что на территории уже, можно сказать, бывшего досаафовского аэродрома находится учебная база из девяти капитальных строений, принадлежащих аэроклубу. Среди них административные помещения, классы, казарма и склады.

– Получается замкнутый круг: объекты надо оформить в собственность организации, но для этого необходим договор аренды земли, которого у нас нет, – разводит руками председатель Ставропольского краевого совета РОСТО (ДОСААФ) Владимир Батраков. – Речь уже идет хотя бы о временном договоре, чтобы «вывести» с этой территории здания, например, продать их, ведь нам для переезда в Холодногорский нужны какие–то средства, финансовая подпитка для старта. Обращался я по этому поводу к городским властям, но ответом стало исковое заявление в арбитражный суд СК, направленное в нынешнем году КУМИ о взыскании со Ставропольского аэроклуба арендной платы и пени в размере, превышающем 22,5 миллиона рублей! Это нам посчитали долг с 2006 года. Сумма нереальная, потому как только за неполный 2009–й аэроклуб заработал менее двух миллионов рублей.

Миллионы за «сотку»

Ессентукский аэроклуб еще старше Ставропольского – основан в 1933 году. За ним закреплено право постоянного (бессрочного) пользования 100 гектарами земли. Однако без согласования с руководством этой организации по решению нынешней администрации города идет несанкционированная застройка окраины аэродрома, что, естественно, грубейшим образом нарушает требования мер безопасности полетов и единую систему воздушного движения. Заметим, с 2002 года ведутся постоянные судебные тяжбы между обеими сторонами. Предметом спора является сумма, выставленная местным комитетом по муниципальной собственности, за аренду участка.

– До 2006 года мы пользовались льготой и не платили налог за землю, – объясняет директор Ессентукского аэроклуба Игорь Жариков. – И когда три года назад обратились в городскую администрацию с просьбой переоформить договор аренды, нам была названа сумма этого налога – свыше 18 миллионов рублей в год, а кадастровая стоимость составила 1 миллиард 229 миллионов рублей! Это, конечно же, несовместимо с оборотом денежных средств, проходящих через нашу организацию, – в течение года аэроклуб зарабатывает всего 1,5–2 миллиона.

В комитете по муниципальной собственности администрации Ессентуков (сотрудник просил не называть свое имя) перевели стрелки на налоговую инспекцию – дескать, это она определяет и кадастровую стоимость, и сумму налога. Но чиновник обмолвился об одной очень важной вещи, когда я спросил, чем обоснована кадастровая стоимость свыше миллиарда. В ответ прозвучало: многое зависит от целевого назначения и местоположения участка. Но не завод же там стоит по сборке иномарок!

Нормальную деятельность аэроклуба затрудняет также и то, что в 2006 году решением Ессентукского городского суда за появившийся долг была арестована значительная часть имущества организации, и с тех пор авиаторов регулярно навещают судебные приставы.

Послание президента

Самое поразительное, что все вышеописанное никак не согласовывается с тем, о чем говорил президент страны Дмитрий Медведев на апрельском заседании Президиума Госсовета РФ. Там лидер государства обозначил ведущую роль РОСТО (ДОСААФ) в плане допризывной подготовки молодежи к армии. Поскольку всего за один год срочной службы полноценного бойца воспитать и обучить довольно сложно, то его надо «создавать» заранее. Именно этим и должна заниматься Российская оборонная спортивно–техническая организация. К слову, в перечне поручений, расписанных президентом разным ведомствам, есть и такой пункт: «Создать необходимые условия для возобновления полетов в авиационных организациях РОСТО (ДОСААФ)».

P.S. Для помощи в решении этих непростых вопросов в Ставрополь на прошлой неделе приезжала делегация из Москвы: заместитель председателя Центрального совета РОСТО (ДОСААФ) Виктор Чернов, начальник управления имущественных отношений ЦС Владимир Кунгуров и помощник по юридическим вопросам начальника департамента авиации ЦС Оксана Стрелова. Совместно с заместителем председателя краевого правительства Георгием Ефремовым и администрацией Ессентуков они думали над тем, как создать благоприятные условия для оформления земельного участка ни много ни мало – в федеральную собственность. И, что немаловажно, проблема сдвинулась с места, над ней сейчас активно работают. А вот что касается Ставропольского аэроклуба, то ЦС РОСТО (ДОСААФ) подготовил письмо на имя главы Ставрополя Николая Пальцева с просьбой разобраться в существующих перипетиях с непомерным денежным долгом, выставленным аэроклубу городским КУМИ, и подписать с досаафовцами мировое соглашение.

«РОСТО подрезают крылья»
Газета «Ставропольская правда»
20 ноября 2009 года