00:00, 17 ноября 2009 года

Детей с отклонениями в развитии обучают работе на компьютере в Ипатово

Основная идея этого проекта, инициатором которого является министерство здравоохранения и социального развития РФ, – создание условий для активного использования информационных и коммуникационных технологий при обучении детей­инвалидов. В рамках проекта поэтапно проводилась работа не только по поставке оборудования, но и по его наладке. Вторым этапом предусмотрено обучение сотрудников ДДИ. Опорной площадкой для учебы специалистов из Южного федерального округа стал город Ипатово. На базе здешнего детского дома для умственно отсталых детей собрались представители Кабардино­Балкарии, Карачаево­Черкесии, Волгоградской, Ростовской областей, Ингушетии и других регионов. Занятия с ними проводили преподаватели Центра образования «Технологии обучения» из Москвы.

Поначалу на лицах слушателей курсов нередко читался вопрос: а зачем это вообще нужно ­ работа с компьютером и здоровому­то ребенку не всегда по силам. Однако с каждым новым занятием находилось все больше аргументов в поддержку проекта. Конечно же, между лекциями заходили разговоры о работе, проблемах, детях, без вины виноватых и порой не нужных в этом мире даже самым близким людям. Однако во все времена высшей добродетелью считалась работа, связанная с уходом за данной категорией людей, и занимались ею представители самых разных слоев населения.

Профессия, конечно же, накладывает отпечаток на судьбы и характеры – каждый рассказывает о своих воспитанниках с неподдельной искренностью и болью. На попечении Надежды Манжиевой из Элисты 16 человек – это старшая рабочая группа, один парень хорошо разбирается в технике, есть девушка, умеющая вышивать, еще одна хорошо рисует.

­ Думаю, компьютерные знания помогут развивать их способности, ­ говорит Надежда Адяевна. ­ По крайней мере, опыт коллег вселил уверенность в этом.

Опыт – это она об одной из энтузиасток Светлане Путевцовой из Нальчика. Смахнув пыль с компьютера, она стала рыскать по всему Интернету, чтобы найти хоть какие­то рекомендации по преподаванию дисциплин своим воспитанникам, но тщетно: общеобразовательные курсы не подходили даже при самой жесткой корректировке. Светлана сама собирала исходные материалы для уроков – закачала местные достопримечательности: фотографировала озера, ущелья, горы... Благо, красот в Нальчике и его окрестностях немало.

Потом к формированию коллекции подключились дети – стали вместе фотографировать животных, птиц, даже полет орла видеокамерой сняли. А когда на мониторе появились изображения самих детдомовцев, это был настоящий праздник. Уроки Светланы Анатольевны теперь самые любимые, и, когда она утром подходит к крылечку, детвора встречает ее восторженно: «Компьютер идет!».

­ А как занятия меняют детей, какими серьезными и ответственными они становятся, как повышается их самооценка! ­ восклицает Светлана. ­ У нас восьмилетний Хусин после четырех месяцев работы с компьютером вдруг стал понемногу разговаривать – вот мы удивились! Вернувшись после каникул, он без ошибок вошел в Интернет и выполнил задание учителя.

Другой воспитанник перестал убегать из детдома только потому, что ему понравилось работать на компьютере. Дети умеют делать открытки, календари, скачивают музыку и видеоролики. Еще есть очень талантливая девочка Ира Рыбалко: она профессионально занимается вышивкой, и по возвращении домой преподаватель собирается выставить ее работы в Интернете. А самая большая заслуга ее друга­компьютера – то, что одного из воспитанников забрали в семью его собственные родители. Мальчик словно разрушил оболочку неприятия мира – компьютер вступил в единоборство с его диагнозом и выиграл борьбу.

Еще рассказала гостья из Нальчика, что есть у них в республике 18­летняя Валерия Собина. Вопреки диагнозу родители, как могли, развивали в ней интерес к жизни и творческие способности, купили ей компьютер. Она рисует картины и пишет рассказы, но поскольку руки ее не слушаются, то на клавиатуре девушка работает… ногами. Вот вам и ответ, зачем нужны детям­инвалидам компьютеры.

Другую, не менее трогательную историю рассказали Асият Шихамирова и Румия Халиева из Дагестана. Когда в Чечне началась война, русская семья Ухановых не успела забрать из интерната своего сына – детей срочно эвакуировали в соседние регионы. Семнадцать лет прожил Игорь в Махачкалинском детском доме – симпатичный, добрый и старательный парень, душа детского коллектива и любимец педагогов. Все это время родители искали его – и через Красный Крест, и с помощью программы «Жди меня». И только благодаря Интернету семья вновь воссоединилась – Ухановы давно уже переехали в Бельгию, материальных проблем нет, а теперь сбылась и главная мечта – нашелся их единственный ребенок. Воспитатели рассказывают, что Игорь часто звонит им. С получением компьютеров они смогут еще больше общаться и по электронной почте, и в режиме видеоконференции – этому приему, кстати, научились они в Ипатово. А еще «студенты» успешно сдали экзамен по созданию видеофильма – его снимали прямо в детдоме, пройдясь по кабинетам, мастерским и игровым комнатам. В спортзале ребята ставили свои рекорды, а 16­летний Николай Никульников со знанием дела интересовался, чему учат московские гости. Сам­то он с компьютером на «ты», является лучшим спортсменом учреждения, танцует с друзьями брейк­данс.

…Как заметили московские преподаватели Екатерина Галкина и Галина Парьева, специалисты детских домов очень мало общаются между собой, хоть и живут по соседству, в одном регионе. Курсы немножко подкорректировали ситуацию – люди с удовольствием делились собственным опытом и с интересом воспринимали чужой. Они даже написали коллективное письмо министру здравоохранения и социального развития РФ Татьяне Голиковой – высказали свои соображения по улучшению работы в своей сфере. А еще провели видеоконференцию с коллегами из Петергофа. На будущее у всех – «планов громадье»: переписка, диспуты в форумах теперь станут для них обычным делом. И, как знать, может быть, повезет не только Игорю Уханову да тому счастливчику из Нальчика, но и еще кто­то благодаря компьютеру вернется в родную семью…

«Зачем Валерии компьютер»
Газета «Ставропольская правда»
17 ноября 2009 года